Forum

Create new topic

Музыкальный Музыка, релизы Электронная музыка Drum'n'Bass

Интервью с Dj Bes

  • Вступление
    Как только, мне пришла в голову идея о том, что неплохо бы было выяснить о состоянии дел у какого-нибудь успешного проекта, регулярно выпускающего материал и продающего музыку в интернет — я сразу же вспомнил лейбл Total Advance Music.

    Этот лейбл приучил меня к музыке Dissident, я слушал первые эфиры этих ребят в «Пиратской станции» на Радио Рекорд в 2000-2002 годах, покупал их релизы, был на нескольких мероприятих. В общем, с предметом знаком и, оставалось только выяснить подробности, теперь, когда многое изменилось, а лейбл Total Advance Music продолжает выпускать и продавать релизы, проводить мероприятия.

    Я просто был уверен, что проект ну хоть как-то себя окупает и приносит прибыль его владельцу и музыкантам. Я думал, что TAM — исключение! И был шокирован, когда Женя, в письме, где я спрашивал его о возможности дать мне интервью, сразу ответил, что за всю свою историю, лейбл так и не стал коммерчески успешным.
  1. Total Advance Music стала одной из культовых организаций на российской драм энд бейс сцене. Расскажи немного об истории лейбла Tam Records. Когда появился лейбл, его первый релиз, какую музыку издает.
    Евгений Бесман: Идея объединится и создать свой лейбл для выпуска музыки пришла нам с Диссидентом и Степом в голову после жаркой вечеринки на Казантипе в августе 2001 года, с легкой подачи и совета Олега Слона, праотца русской техно сцены.

    Мы валялись на пляже, наблюдая за восходом солнца над морем и обсуждали перспективы будущего предприятия. Молодость, свобода и амбиции кипятили нам кровь. В том году мы первый раз делали свой танцпол на Казантипе. Делали совместно с промо-организацией «Корпорация Счастье» под спонсорством магазина UL.TRA, в котором я на то время занимал руководящую должность. (В последствии, кстати, этот танцпол перешел в руки Лены Поповой, сменил первые две буквы на Щ и существует до сих пор, как официальный питерский танцпол республики Казантип).

    В общем, сказано — сделано. По возвращении в Питер, 1го сентября, в офисе магазина мы организовали собственный лейбл, который, поначалу, назывался Total Advance Music (название придумал Дима DJ Key, который впоследствии ушел с днб сцены), я нарисовал первый логотип и понеслось.

    В том богатом на события году я осуществлял помощь по арт-директорству легендарного клуба «МАМА», поэтому мы тут же объявили о серии вечеринок от свежеиспеченного лейбла, на первой из которых отпраздновали старт и презентовали два первых релиза — миксы Step — Succession mix (TAMCD001) и Bes – Uninstall mix (TAMCD002).

    Поначалу мы ограничивались миксами, так как отечественная продюсерская сцена была еще очень скупа на серьезную музыку и добротный продакшн. Но буквально за год все изменилось и уже весной 2002 как подснежники стали вылезать на свет новые музыканты.

    Несмотря на громкое название у нас не было поначалу определенной концепции звучания, которое хотелось бы издавать. Дело в том, что на то время драмнбейс еще не успел разбиться на миллионы сабжанров и направлений и был, в принципе, един, хотя уже существовали такие понятия как джамп-ап, дарксайд, текстеп. Именно тогда начинал входить в силу нейрофанк, и мы это чувствовали.

    В последствии, когда время расставит все на свои места, это направление станет ключевым для лейбла. Хотя я постоянно делал и делаю отступления релизами всяческого экспериментального
    саунда и жизнерадостного ликвид фанка.
  2. Мог бы отметить самый прадаваемый CD-релиз Tam Records? Твои серии миксов пользовались большим успехом.
    Это, безусловно, был мой первый микс из сугубо отечественных исполнителей, чего до меня не делал еще никто. Назывался он 78RUS, по номеру региона Санкт-Петербурга.

    Этот микс вышел в 2002 году и явился стартовой точкой посвящения в днб огромного числа людей, так как я сделал ставку на модную тогда фичу — русский вокал в тяжелых днб треках. Это было дико свежо, на животном уровне инстинктов патриотично и, тем самым, сработало на 100% — заинтересовало большущий пласт тогдашней молодежи, которая не знала что такое днб.

    Как всегда фишку пронюхало Радио Рекорд и тут же превратило все добрые начинания в клоунаду, насосом качающую кэш из радостно-наркоманящего быдла. Но не будем о грустном. Диск положил начало целой серии подобных миксов, каждый из которых был бестселлером, но успеха первого не повторил ни один. Насколько я знаю, пираты до сих пор продают эти диски.

    Самое интересное во всей этой истории то, что диск являлся началом нашей работы с мощным тогда питерским CD дистрибьютером Петродиск, и поэтому был отдан как пробный продукт, бесплатно. Думаю, дистро заработало отличные деньги, потому что тираж за все время издания и переиздания превысил десяток тысяч экземпляров. Но уже тогда становилось понятно — до самих музыкантов деньги решительно не собираются доходить.

    Все последующие релизы производились по схеме p&d (publish and distribute), т.е. лейбл сдает дистрибьютеру музыкальный контент и графику за конкретную сумму, всю остальную работу берет на себя дистро: печатает тираж и распространяет его по своей обширной сети. Суммы за релиз были копеечные, порядка 100
    долларов, да и за теми приходилось бегать и выбивать по полгода.

    Но деньги никогда не были главным стимулом развития нашего лейбла. Всегда на первом месте стояла идея развития самой сцены. Поэтому Тамрекордс - ярчайший пример, как лейбл, десятилетием работая в убыток, упорно не сдается, развивает и не дает усохнуть той музыке, которой навсегда покорила сердце его создателей.

    Примечателен тот факт, что если до 2003 года парни еще как то помогали мне в создании релизов (в частности именно Стас Диссидент договоривался с Black Sun Empire, Noisia и прочими западными артистами о релизах их треков у нас на сиди), то впоследствии и до сегодняшнего дня 100% процентов по лейблу я делаю один, так как всех прошлых участников Total Advance Music жизнь пораскидала по разным направлениям. Можно смело сказать, что TAMRECORDS — это Bes, и наоборот. Команды давно нет, касаемо именно лейбла я все делаю один.
  3. Несмотря на огромный интерес к музыке драм энд бейс здесь, в сердце всей российской драм энд бейс сцены — Петербурге, да и за его пределами, ты, тем не менее, сказал, что лейбл за всю свою десятилетнюю историю так и не стал коммерчески успешным. Я и сам покупал релизы TAM, особенно любил релизы от Dissident/Kontext. Когда ты понял, что выпускать релизы на компакт-дисках больше нет смысла, и запустил цифровую дистрибьюцию? Если не ошибаюсь, все началось с подкаста?
    Я понял это тогда когда стали закрываться сиди дистрибьютеры, магазины, а интернет набрал силу и вошел в зрелый возраст. Последний CD-релиз был выпущен в январе 2009 года, это был TAMCD040: DRUMANDBASSRU PRODUCTION VOL.1, сборник треков начинающих продюссеров с форума drumandbassru.

    Подкасты без голоса выходили еще в эпоху сиди релизов. Момент, когда я заговорил в передаче совпал с моментом открытия MP3-лейбла, как-то само собой, все так и должно было случится по логике вещей.
  4. TAM Records существует на бумаге: как юр. лицо/ИП? Если да, то помогает ли это в работе.
    Да, существует как ООО. В принципе, так как все это, до сих пор, является чистой воды меценатством, то юр. лицо лишь обременяет и приносит лишние расходы на свое содержание. С другой стороны, не иметь юр. лица и торговать музыкой — незаконно.

    Мы платим налоги за то, чего никто не покупает, а скачивает с файлообменников. Все люди с коммерческой жилкой наверное подумали сейчас, что я идиот, но тут есть и положительная сторона. Лейбл является одним из фундаментальных камней в общей схеме современного электронного медиа-продукта, конечный вывод денег происходит с гастроли. Он и окупает все перерасходы на лейбл. Хотя, в идеале, такая модель бизнеса неверна.

    Лейбл должен окупать себя за счет продаж музыки. И не просто окупать, а приносить доход музыкантам, издающимся на этом лейбле. Человек, потративший несколько десятков человекочасов в месяц на создание трека имеет право на то, чтобы его труд был оплачен. Но современные реалии, делающие доступ ко всему контенту неограниченным, рушат все эти правильные, с точки зрения морали, понятия.
  5. Начинал лейбл продавать релизы за SMS. Насколько это было удобно и выгодно? Можешь рассказать сколько коммерческих «копий» релиза скачивается в среднем?
    Да, с этого мы стартовали. Схема была в очередной раз выгодна кому угодно, но только не лейблу и музыкантам. Дело в том, что биллинг партнер и оператор сотовой связи в общей сложности забирали 70% суммы, оплаченной за трек. Соответственно до музыканта доходило порядка 5-6 рублей за скачивание. Скачиваний поначалу, в среднем, было порядка 20-50 шт. на трек.

    Так как проект сразу же приковал к себе внимание и быстро стал популярным, внимание пиратов было приковано к нам с самого начала. Релиз появлялся на пиратских блог-спотах через час после его анонса. Обо всем этом есть подробная статья у нас на сайте.
  6. Сейчас релизы лейбла можно найти на известных всем Beatport, Juno Download. Это, все-таки, самый оптимальный вариант дистрибьюции? Насколько сильно повысила регистрация на этих ресурсах продажи лейбла?
    Дело в том, что я очень сильно расстраивался из за того, что не мог платить нормальные деньги музыкантам за музыку, как это происходит на западе. Меня раздражало оголтелое пиратство и то, что наши диджитал начинания провалились, и все призывы покупать музыку в подкасте остались неуслышанными. Ответственных людей были и остались единицы.

    Около года я добивался контракта с большим цифровым дистрибьютером IRIS, потратил уйму денег на реорганизацию юр. лица и соответствующие договоры. В итоге, с запуском нового сайта я выключил все смс-продажи и оставил только новоявленное приобретение — работу с известными цифровыми магазинами.

    Общее количество магазинов измеряется несколькими сотнями. Сделал я это в основном с надеждой на то, что теперь пиратить будут меньше или хотя бы позже. Но, тут я допустил ошибку. Так как подкаст все таки русский, то и сознательные люди, которые покупали релизы, тоже были русскими, и переход от СМС к кредитным картами для многих стал проблемой.

    В общем, продажи упали еще где то в 2-3 раза, а пиратство как было оперативным, так и осталось. Сейчас среднее количество покупки релиза 10-15шт. «Заработок» нетрудно посчитать. 20% забирает себе дистро, 20%-40% магазин, остальное лейбл и музыкант делят пополам. Снова те же 5 рублей.
  7. На лейбле выходили и бесплатные релизы. Это касается релизов, коммерческий потенциал которых невысок? Многие, до сих пор, уверены, что на интернет-лейблах не может выходить качественной и интересной музыки, а самое главное, бесплатно.
    Обычно я выпускаю фришками то, что не против отдать бесплатно сам автор. Качественная составляющая тут имеет вторичный приоритет. Например, free релиз от Receptor`a с его кавером на Цоя и ремиксом на мой Human по качеству круче многих «платников», но Митя так решил, и эти треки бесплатны.

    Тут каждый раз все индивидуально. Нет четкой схемы, что мол это фри, а это платно. Что же касается фри-лейблов, я не берусь сказать, что у такого издателя всегда будет сырой материал, но в 90% случаев это так.

    Дело в том, что качественный материал требует серьезного времени на свое производство, а время однозначно стоит денег. Даже если обьем работы музыкант готов подарить, то время затраченое на этот объем не каждый может себе позволить раздаривать.

    Особенно это касается музыкантов в зрелом возрасте, при достижении которого,и взвесив все "за" и "против" зачастую люди бросают музыку. Именно поэтому, средний возраст современного продюссера 18-25 лет, или «пишем музыку пока сидим на маминых плечах». Таким ребятам не жаль отдавать свою музыку фри, они получают взамен фан. Взрослые же люди, фана давно наелись и хотят хлеба семье. Это типичный нормальный цикл развития современного электронного музыканта.
  8. Слушал 22й подкаст, ты там рассказывал, что музыкантов принявших участие в подкасте можно благадорить любой денюжкой через специальную форму в анонсе подкаста. Помогает? Еще ты сказал, что хотел бы сделать редизайн сайта и перевести проект на другой движок. Что сейчас не устраивает, чего не хватает в дизайне и движке сайта? Что хотелось бы исправить, сделать лучше?
    По поводу системы пожертвований, конечно, вышел прикол. Не знаю, правда, смеятся над ним или плакать. В общем, находясь в бесконечных поисках схемы, по которой, наконец-то, автор музыки начнет хоть что-то зарабатывать, я объявил в передаче, что любой неравнодушный может закинуть любую сумму, начиная от рубля через специальную форму на сайте, в благодарность музыкантам.

    Учитывая популярность подкастов, хотелось верить, что найдутся неравнодушные люди. Люди нашлись. Через месяц после внедрения этой фичи я посмотрел подробную статистику действий юзеров с формой оплаты, благо биллер позволяет это отслеживать.

    Так вот, потрогало форму и ввело в поле какую-либо цифру порядка 18 000 человек. Из них на самом деле перевели рубль, пять, десять около ста людей, на сумму около 600 рублей. Улыбает еще то, что некоторые индивидуумы вводили в окошко цифры порядка ста миллионов, и потом нажимали кнопку «продолжить», чтобы посмотреть что дальше будет.

    Сайт на эти 600 рублей и переделываем. Сейчас не устраивает блог-движок, будет все намного эргономичнее, удобнее, с главной страницы всегда можно будет скачать свежие выпуски подкастов, купить релизы, посмотреть ближайшие мероприятия one-click. Так же, снова включу СМС-оплату и все возможные русские платежные системы, чтобы ответственные парни без кредиток снова могли нас суппортить.
  9. Я немного слышал подкастов с русскими голосами, и сам кое-что записывал с собственными комментариями. У тебя получаются отличные выпуски сравнимые по качеству с эфирами на радио. Отличный четкий голос — огромный плюс. Многие программы на андеграунд сцене, не касаясь музыки — любительское унылое говно. Расскажи, в чем секрет? Какое оборудование используешь для записи голоса? Есть какие-нибудь ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при записи подкастов?
    Секрет прост. Он заключается лишь в ответственности и любви, с которыми ты подходишь к делу. Средства тут особо не имеют значения. Разжечь полноценный костер можно и двумя палками. Оборудование, которое я использую для записи голоса — это игровая гарнитура Logitech за 80 рублей. Все дело лишь в пост-обработке. Ну и, конечно же, в интонации и силе твоего голоса.

    От того, насколько ты уверен в том, что говоришь — напрямую зависит, послушают ли тебя люди и поверят ли тебе. Главное гореть тем, что ты делаешь, быть искренним, и тогда все получится.
  10. Возвращаясь к лейблу, как ты договариваешься с музыкантами, треки которых, в последствии, продаются на лейбле? Контракты заключаете?
    Да, мы заключаем контракты, которые, в принципе, никому не нужны и никогда не пригодятся. Людское уважение сильнее любого контракта. Если ты ни разу в жизни никого не обманул и имеешь гранитный авторитет — все эти бумажки лишь бумажки. Но, тем не менее, по закону, мы их пишем.
  11. А как расчитываетесь? Раз в какой-то период? Или пока определенная сумма от продаж не накапает?
    Вообще, в контракте указан период — раз в три месяца. Но как вы поняли из ситуации выше, платить приходится не чаще, чем раз в полгода, когда наберется хоть какая-нибудь приемлимая сумма, на пивко и сухарики.
  12. Насколько велик интерес к лейблу у иностранной публики?
    Интерес постоянно растет, но небольшими темпами. Все таки, подкаст рускоязычный. Я думаю, англоязычная версия зарешала бы, но все никак не могу придумать, как ее организовать. У самого с разговорным, мягко говоря, не очень, а найти достойную кандидатуру для ведения английской версии пока не удалось.
  13. TAM успешно занял нишу, продвигая российских молодых драм энд бейс музыкантов, многие из которых, в последствии, издаются за границей. А как насчет обратной связи? Планируешь привлекать иностранцев и развиваться в других направлениях? Расскажи о TAMLEFT И TAMRIGHT.

    Иностранцев привлекать пока не планирую. Материала за глаза хватает и нашего. TAMLEFT И TAMRIGHT, как раз, те самые ответвления от основного потока, для релиза музыки, которая просто нравится душе.
  14. Следишь за тем, что происходит на сцене интернет-лейблов? Сотрудничаешь с другими драм энд бейс интернет-лейблами? Сможешь назвать какие-нибудь организации подобные TAMP3CORDS?
    Да, конечно слежу. Это работа — за всем следить и анализировать. Сотрудничества как такового между лейблами нет. Все просто делают свое дело. Организации, подобные TAMP3CORDS — это все нетлейблы. Принцип у всех один и тот же.
  15. Продавать диджитал стафф проще, тем не менее, затраты на поддержу проекта, по-прежнему, перекрывают доходы?

    В десятки раз. Я более менее подробно описал это ранее.
  16. Если не ошибаюсь, проект в интернете стал успешным за счет оригинального подкаста. Программы с участием молодых, малоизвестных российских продюссеров вызвали огромный интерес у публики. Вечеринки и фестивали в оффлайне, наверное, тоже в какой-то степени способствуют поддержанию проекта в форме. А как люди узнают о новых релизах TAMP3CORDS? Где еще, помимо официального сайта, публикуется информация о свежей музыке лейбла? Проводятся ли какие-нибудь специальные pr-действия? Например, постинг в сообществах?
    Нет, никаких pr-действий не проводится. Как я уже говорил, я работаю один (второй человек в проекте — Саша Exr, но, на нем висит только техническая сторона сайта). Поэтому, у меня тупо нет времени спамить в сети. Я делаю анонсы на основном сайте и своих страницах в социальных сетях. Обычно, этого достаточно, чтобы дальше заработало сарафанное радио и люди стали делать репосты.

    На самом деле, читая тысячи мнений на форумах или где-то еще, я часто натыкаюсь на слова, что Neuropunk — это океан пиара и ноль дела. Это смешно, конечно. Учитывая, то что я просто выкладываю подкаст на офсайте и промодиджей, океаном пиара тут и не пахнет.

    Мне жаль этих людей, ведь в наше время действительно тяжело поверить, что можно чего то достичь без рекламы, простым безупречным качеством и авторитетом. Им никогда не отличить где то, что им навязывают, а где настоящее, сырое качество без лишних слов. Это тотальная деградация общества, потеря
    собственного мнения и вырождение способности различать ложь и правду.
  17. Больше никаких физ.носителей?
    Я третий год думаю о виниле, как о «галочке» в истории и авторитете лейбла, не более. Просто, это очередное меценатство и выбрасывание денег на ветер, а я дико устал от подобного. Но, вполне возможно, пару лепешек выйдет. Когда — не знаю.
  18. Когда на коммерческий российский интернет-лейбл можно будет смотреть как на бизнес?
    Когда исчезнут пираты, и люди научатся ценить труд, то есть, наверное, никогда.
  19. Чтобы ты хотел улучшить в настоящем проекте TAM Records? Чего, на твой взгляд, проекту больше всего нехватет? Волонтеры нужны?
    Не хватает команды, которая работала бы самозабвенно, как я. Иногда появляются новые личности, но там история повторяется из года в год. Либо, быстро сообразив, что денег тут нет — сливаются, либо чуть-чуть поднявшись ловят звезду в лоб и уходят на самостоятельные хлеба. Где безоговорочно, рано или поздно, терпят крах.

    Хочется выйти на мировую арену, да. Но нужны люди. Если кто-то горит этой музыкой, и хочет помочь — не стесняйтесь, пишите, я буду только счастлив любому суппорту.
  20. Ты ведь не оставишь эту затею, которая длится уже 10 лет, какой бы малоденежной она не была?
    Ох, не буду врать. Последние годы так и свербит в голове эта мысль. Хочется уже семьи и несъемного жилья, а подобная музыка этого дать не может, либо я не умею брать. В любом случае, я на распутье сейчас и что выберу, пока не знаю.
  21. Дай совет ребятам, которые решат в это все поиграться, запустить свои интернет-лейблы и продавать музыку в интернет.
    Парни, просто знайте — славы, денег, сисястых баб тут нет. Если сердце твое бьется в этом ритме, то просто делай то, что оно велит. Конкретики тут никакой особо не дать. Все как на ладони. Даже если дельце не выгорит, делая все с душой — получите море незабываемых впечатлений.

    А самые главные правила, чтоб стать уважаемым лейблом это: безупречное качество продукта, честность к людям и преданность делу.

Answers (2)

To send a comment, login with your account or create a new