arefyevstudioДанная статья ориентирована специально на артистов/продюсеров, которые занимаются сведением и мастерингом сами. Мне будет проще разобраться что именно означает “мастеринг” , а также представить некоторые основные идеи, которые направят вас на правильный путь.
Перво-наперво, мастеринг – условно означает «лечение» записи или набор записей.
Это не сведение, и не заменит его.
Мастеринг не позволяет так детально и точно подобраться к отдельным звукам, что бы устранить какие-то проблемы.

Тем не менее, хип-хоп оказался стилем, где сильно нагружают мастер-канал, с точки зрения конечного результата. Продукт (например) как IZotope Ozone, который включает в себя Multiband Compressor, Exiter,  Maximizer, Dynamic EQ, и другие плагины, заставил людей поверить, что мастеринг берет на себя гораздо больше ответственности, чем сведение (или даже эквивалентно ему). Я часто работаю с топовыми мастеринг-инженерами хип-хоп индустрии. Я не знаю ни одного инженера, который использует эксайтер или реверберацию на мастер-канале (за исключением редких обстоятельств).

Подведя итоги их работы, посмотрев подходы, я составил список из 5 шагов мастеринга Хип-хопа.

1. Сведение
Сделайте хорошее сведение трека. Мастеринг не сделает трек прозрачным в один миг. Сведите, сделайте перерыв в 1-3 дня, вернитесь к треку, и поправьте ошибки.
Если вы начали делать мастеринг, и хотите компенсировать некоторые ошибки или недостатки – вернитесь в проект сведения трека, и поправьте. Если ваш вокал звучит не достаточно громко – будет глупо поднять его громкость во время мастеринга. Вместе с вокалом вы сделаете громче и музыку. Все эти детали нужно исправлять во время сведения.

2. Начните с эквализации.
Первое, что я делаю во время обработки – это выравнивание.
Я думаю, не будет ли эта запись иметь много (или не достаточно) баса?
Как звучат СЧ (средние частоты)?
Не свистят высокие частоты?
Ведь воспроизводя на другой технике, все эти детали будут слышны.

Я бы сказал, что около 60% времени уходит на то, что бы прослушать, выделить, найти проблемные участки и поправить их. 
Обычно высокие частоты немного «приглушены», за исключением солирующего вокала и  hi-hats.

Конечно, если у вас есть доступ к сведенному проекту, то лучше это поправить там.
Это не означает, что данный элемент применим ко всем трека. Все зависит от исходного материала. Вы должны сравнивать, анализировать, добавлять или обрезать.
Я предлагаю просто экспериментировать с эквалайзером, что бы получить нужный результат.

 

3. Настраивайте компрессию, ориентируясь на ощущения и слух, а не на уровень.

Это является распространенной ошибкой. Многие новички используют одинаковые настройки компрессора ко всем записям, не смотря на звуки, динамику, и т.д. Это не всегда плохой подход (если ваша цель – громкий трек), но скорей всего вы нанесете больше вреда, чем пользы.

Как настроить компрессор?

Установите значения с очень высоким коэффициентом. Настройте атаку, релиз, и другие настройки. Потом подмешайте компрессор к треку. 
Установите правильное значение релиза. Ведь от него зависит, на как быстро или долго компрессор срабатывает. Релиз может смягчить и может сделать трек динамичным.

Помните, не каждая запись должна зажиматься компрессором.
Я недавно делал мастеринг альбома продюсера Stoupe (of Jedi Mind Tricks).
Там компрессор использовался только на трех треках из двенадцати.

4. Никто действительно не беспокоиться о громкости. 
Реальность такова, что большинство слушателей не волнуется как громко звучит запись по отношению к другим трекам (если конечно трек звучит не совсем тихо и не разборчиво).

Громкость становится проблемой, когда музыканты хотят быть такими же громкими, как танцевальная музыка. Это ошибка в хип-хопе.
Не делайте этого. Запись должна звучать качественно, а не громко. 
Трек нужно чувствовать. В нем должен быть ритм, динамика. Если вы сделаете его слишком громким – вылезут все ошибки и грязь сведения.

5. Воспроизводите на разной аппаратуре.
Время = деньги.
Если вы не выкладываете деньги на хороший профессиональный мастеринг, тогда потратьте достаточное количество времени, что бы ваш трек звучал хорошо. Воспроизводите в машине, разными акустическими системами, на телефоне, в наушниках, на мониторах… Делайте заметки.
Сравнивайте музыку в том же стиле что и ваш трек. Найдите «золотую середину».

Что ж, друзья, нужно закругляться.
Подведем небольшой итог:
Если вы вносите много правок во время мастеринга – вернитесь к сведенному проекту, и исправьте все там. Поиграйте эквалайзером, что бы получить тот результат, что Вам нужен. 
Используйте компрессор только при необходимости. Сделайте запись громкой, то не навредите общему звучанию. Слушателю важна не громкость, а наполнение.
Мастеринг – это работа.
Так работайте хорошо, что бы быть качественными.

 

Автор: MATTHEW WEISS (Matthew Weiss is a Grammy nominated and Spellemann Award winning audio engineer from Philadelphia. Matthew has mixed songs for Snoop, Sonny Digital, Gorilla Zoe, Uri Caine, Dizzee Rascal, Arrested Development, 9th Wonder, !llmind & more).
Редакция: команда AREFYEV Studio
Студия сведения и мастеринга онлайн www.arefyevstudio.com
Страница студии ВКонтакте