Фотогра́фия
Художественному произведению-символу нельзя
приписывать значения в семантическом смысле понятия «значение». Его
смысловое значение находится в плане чувственных восприятий, и
абсолютная невозможность четкого толкования — даже если мы имеем
дело с произведениями одного единственного автора — принадлежит к
наиболее положительным и гуманистическим чертам художественных
произведений. Вопрос «что хотел этим автор выразить ?» оказывается
совершенно несущественным, так же, как если речь идет о любой
реальной действительности. Реальная действительность есть реальная
действительность, в какой бы форме она ни выступала: в форме
материальной, естественной действительности или художественного
произведения, которое мы можем воспринимать также, как любую другую
действительность. Оценка действительности и ее смысловое значение —
это две несравнимые вещи: оценка определяется нашим отношением к
жизни и явлениям, смысловое же значение дано совокупностью всего
нашего бытия, всех наших жизненных сил. Диалектика восприятия
произведения является отражением диалектики создания произведения.
Только в этом и заключается наиболее выразительная общественная
функция искусства, возрождающая подавленные жизненные силы
человека.
Это, конечно, не означает, что искусство не
может дополнять объективную картину мира, в которую входит не
только общественно-историческая картина, но и картина природы и
всего, что с ней связано, а значит, и мир человеческой личности,
без которой были бы непознаваемы и общественно-исторические
закономерности, и закономерности явлений природы в той мере, в
какой природа должна служить человеку. Общая картина человеческого
мира немыслима без искусства, которое делает его зримым и укрепляет
структурное познание мира.
Поскольку искусство — а значит, и фотография
— представляет новую человеческую действительность, то оно
одновременно является и не является средством общения. Оно просто
существует. Его возникновение было, конечно, обусловлено
потребностью общения. Но его интерпретация и смысловое значение
определяются теми же факторами, какими определяются интерпретация и
смысловое значение любой другой человеческой действительности:
отношением человека к реальному миру и его явлениям. Знак в
художественном произведении не является знаком в семантическом
смысле слова, так же, как и символ: все зависит от зрителя,
способен ли он ориентироваться в своем мире, в своих чувствах и
переживаниях. Если он будет способен, то колеблющаяся стрелка
значений художественных произведений-символов будет сама за него
играть для него роль ориентира, без которого он мог бы сам в себе
заблудиться.