«Купатись чи не купатись?»: датское взморье на сцене столичного Atlas’а
Эпатажный и самобытный украинский писатель и художник (в широком смысле этого слова) Лесь Подервянский в который раз удивит столичных ценителей своего творчества. 27 февраля на сцене киевского клуба Atlas поклонников мастера ждет спектакль «Купатись чи не купатись?», созданный по мотивам нескольких его пьес.
Лесь Подервянский — человек, чье имя давно и прочно ассоциируется у украинского обывателя в первую очередь с отборным многоэтажным матом. О нем наслышаны уже несколько поколений, истинные ценители творчества Мэтра продолжают передавать цитаты из его бессмертных произведений, снабжая ими письменную и устную речь для красоты, емкости и лаконичности мысли. Те, кто ничего о нем не знает и не узнаёт цитат из его пьес, как правило, в меньшинстве.
Замечательный мастер живописи и крепкого словца, гротескный сатирик (который очень негодует, когда его так называют, утверждая, что он на самом деле реалист), отец колоритного отечественного мата Лесь Подервянский приобрел популярность среди широкой общественности еще в конце 1980-х годов. Сначала свои эпосы он декламировал только близким друзьям. А те тайком записывали их на кассеты и распространяли далее. Впоследствии комедийно-саркастические пьесы Подервянского стали неповторимым достоянием украинской современной литературы.
Оригинальный стиль написания с использованием суржика и нецензурной лексики способствует масштабному разоблачению «фурункулов» в нашем обществе. В частности, нелепость советских идеалов высмеивается в пьесах «Цікаві досліди», «Дох*я масла», «Утопія», «Павлік Морозов»; богемная жизнь — в произведениях «Нірвана, або Альзо шпрех Заратустра», «П**дець», «Сноби»; а сложные межнациональные отношения — в «Кацапах».
Ценным подарком для поклонников Подервянского стал новый спектакль «Купатись чи не купатись?», презентованный публике осенью прошлого года. Название спектакля перекликается с цитатой, взятой из известной пьесы «Гамлєт, або Феномен датського кацапізму». Но это далеко не единственное произведение, использованное в постановке. В спектакле также встречаются отрывки из других, не менее ярких наработок автора: «Васіліса Єгоровна і мужичкі», «Мєсто встречі измєніть ніззя, бл**ь!», «Павлік Морозов», «Король Літр», смс-оперы «Звірі».
«Купатися...» — это результат инициативы актеров театра «К.Р.О.Т.» («Киевский революционный о**енный театр») Елены Хижной, Елены Репиной, Андрея Кронглевского и Дмитрия Оськина, которые сами выбрали фрагменты пьес Мэтра, талантливо объединили их в единое целое и сами, без режиссера, поставили. С Александром Сергеевичем не консультировались, но продемонстрировали ему результат и он его одобрил.
Всего четверо актеров создают на сцене невероятный фурор: артисты цитируют колоритные и «самые вкусные» отрывки из бессмертных и по-настоящему культовых пьес автора, вслух «размышляя» о жизни и смерти, любви и измене, ну и, конечно же, о сексе. Этакий коктейль из аллегорических образов, политического стеба и здравого смысла, замешанный на брутальности. Вы услышите то, что уже давно слышали и обсуждали дома, а некоторые — даже разобрали на цитаты, но все это будет совершенно по-новому.
Произведения Подервянского сложно воплотить на сцене, но положительный опыт у театра «К.Р.О.Т.» уже есть (это эпическая трагедия «Павлік Морозов» и скандальный спектакль «Сни Васіліси Єгоровни», смс-опера «Звірі», а также ироническая комедия «Садок Вишневий»). Получилось ли у актеров скомбинировать, прочувствовать и передать все тонкости и нюансы пьес Леся Подервянского в этот раз? Имеют ли подобные эксперименты с классикой сучукрлита право на существование? Или же она должна оставаться на бумаге и в аудиозаписях, ведь заранее понятно, что объять необъятное и постичь всю глубину глубин не получится? Чтобы вас... не терзали эти... сложные вопросы, — всенепременно приходите 27 февраля в Atlas. Место встречи изменить низзя...
Комментарии