В этой статье я расскажу об одном из способов контроля вашего микса посредством встроенного в Ableton модуля спектр-анализатора. Я пользуюсь этим способом при мастеринге каждого своего трека. Дело в том, что одним из самых важных требований процесса мастеринга является наличие как можно большего количества различных мониторов для вашего звука. Чем больше различных аудио-мониторов у вас имеется для прослушивания вашего мастера, тем больше вероятность того, что вы правильно его сделаете.
В разных мониторах вы услышите
разную картину, где-то обязательно вылезут неприятные призвуки, или
недостатки в звучании, не слышимые вами ранее в другие мониторы.
Пытаясь подстроить звучание вашего трека под разные мониторы, вы
найдете некоторое среднее значение параметров мастеринга, при
котором ваш мастер будет звучать приемлемо на всех ваших
аудио-мониторах.
Так вот, всё описанное выше справедливо не только для
аудио-мониторинга, но также и для визуального мониторинга вашего
микса. Одним из видов визуального мониторинга является
использование спектр-анализатора. Анализатор помогает мне
контролировать баланс низких частот в моем конечном мастер-миксе.
Это очень полезная штука, т.к. на слух довольно трудно определить,
сколько низких частот нужно дать в миксе для правильно баланса, а
спектр-анализатор покажет вам уровень громкости низких частот,
который вы можете потом сравнить с любым фирменным треком, и
увидеть, много или мало низких частот в вашем финальном миксе, и
соответственно отрегулировать их.
Спектр-анализатор в Ableton реализован в модуле под названием Spectrum. Он находится в браузере на закладке "Live Devices", в папке "Audio Effects". Ниже на рисунке изображены настройки модуля Spectrum, которые я использую для контроля при мастеринге.
Модуль Spectrum я
ставлю в самый конец мастер-тракта, после последнего плагина,
принимающего участие в мастеринге Waves L2. Как правило, основная
басовая составляющая бочки приходится на область 48-60
Гц. Именно эта частота является самой громкой частотой в
спектре для треков клубного характера. На рисунке легко заметить
пик, соответствующий этой частоте - это самый высокий пик слева.
Согласно моим исследованиям, максимум этого пика должен лежать в
пределах -12 дБ ... -6 дБ по вертикальной шкале.
Это оптимальный уровень баланса низких частот в треке.
Далее, если идти вправо по спектру, следуют менее высокие пики в
районе 70 - 120 Гц. Это основные гармоники,
отвечающие за басовую партию. Высота этих гармоник не должна быть
выше высоты низкочастотного пика от бочки, т.к. бочка в миксе
должна перекрывать бас по громкости. Если в вашем миксе высота этих
гармоник выше или на уровне с пиком бочки, то это значит, что бас с
бочкой сведены не правильно. В таком случае следует "присадить"
бас, сделав тише его партию, либо срезав в басовой партии какую-то
часть низких частот эквалайзером.
Контролировать баланс баса и бочки
при помощи спектр-анализатора можно не только на этапе мастеринга,
но и до него, на этапе сведения вашего микса. Однако максимальную
громкость низкочастотной составляющей бочки в этом случае не стоит
сразу доводить до -6..-12 дб, т.к. это приведет к перегрузу
сигнала, ведь мастеринг плагины, ограничивающие перегрузку на этапе
сведения, еще не включены. Доводка до максимума будет произведена
вами позже, при мастеринге.
Также можно прибегать к помощи спектр-анализатора на этапе
написания трека, когда вам нужно найти и вырезать какие-либо
неприятно звучащие частоты в ваших семплах. Для этого нужно
определить мешающую частоту по видимому пику в какой-либо области,
навести курсор на эту область в спектр-анализаторе, и посмотреть
значение этой частоты. И потом, зная частоту, которая вам мешает,
вырезать её аккуратно при помощи эквалайзера на соответствующей
дорожке.
Еще один момент, за которым я наблюдаю по спектр-анализатору, это
срез высоких частот в самом верхнем диапазоне спектра. Он отчетливо
виден на приведенном выше рисунке, в самом правом краю спектра.
Дело в том, что такой срез обычно присутствует на большинстве
записей, прошедших через дорогостоящие аналоговые пульты. Он хоть и
съедает часть сверхвысоких частот, но всё же придает некоторой
аналоговой теплоты в микс. Такой срез достигается отрезанием на
этапе мастеринга верхних частот эквалайзером внутри плагина Izotope
Ozone 4, а также использованием плагина PSP MixSaturator2, что
будет рассмотрено в одной из следующих публикаций.
Вы можете использовать Spectrum для просмотра спектра и изучения
звучания фирменных треков. Это поможет вам "прочувствовать"
звуковой спектр и привыкнуть к правильной картинке. На пустую
аудио-дорожку в вашем проекте откройте образцовый фирменный трек,
который вы хотите просмотреть, и перетяните мышкой на этот трек
модуль Spectrum, настроив его параметры так же, как и на том,
который стоит у вас на мастере (см. изображение выше). Здесь однако
существует один нюанс, о котором нельзя не сказать. Допустим вы
захотите прослушать этот фирменный трек внутри вашего
аблетоновского проекта и сравнить его со звучанием вашего мастера.
Если вы откроете этот трек на пустую свободную дорожку и просто
попытаетесь его воспроизвести, то скорее всего он пройдет через
весь ваш мастер-тракт. Это внесет серьезные искажения в звучание
фирменного трека, т.к. вы примените к отмастерённому треку второй
свой мастеринг. Чтобы избежать этого, нужно назначить выход этой
аудио дорожки в обход вашего мастер-тракта. Для этого, в режиме
Arrangement View (горизонтальное расположение треков), нужно
включить круглую кнопку в нижнем правом углу основного рабочего
окна с изображением букв "І.О", и переназначить
выход трека с "Master" на "Ext.
Out", как показано на следующем рисунке:
После этого вы сможете слушать образцовый трек в обход вашей мастер-секции, кликнув на нём кнопочку Solo (S). В одной из следующих глав мы рассмотрим еще один очень интересный и полезный способ визуального контроля вашего микса - мониторинг при помощи VST-плагина осциллографа S(M)exoscope.
Ответы (2)
читаешь как будто сам написал
Спасибо,интересная статья!)Надеюсь пригодится)