Маэстро, музыку! История возникновения диджеинга
Когда-то в мире не было ни вертушек, ни пультов, ни аудиосистем, клубы были закрытыми заведениями для солидных дядек, которые любили курить сигары и формировать политические блоки. Сливки общества ходили на балы, где выступали оркестры. Все изменилось, когда появилась возможность записывать музыку и она стала доступна всем на нашей безумной планете.
104
года назад в рождественский вечер канадский инженер Reginald
Fessenden транслировал не кодированные радиосигналы, а музыку и
слова на небольшое количество кораблей, находившихся в Атлантике. В
тот вечер он и стал первым диджеем в мире, потому что проиграл
музыкальный трек в эфире.
В
40-х годах прошлого века радио оказывает влияние на клубы,
виниловые диски постепенно вытесняют живых музыкантов. К тому
времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы,
проигрывающие пластинки. Но техника не способна понять желание
танцующей публики, поэтому для того, чтобы вести вечер в ночном
клубе, требовался человек, который прокручивал бы диски. Тогда
впервые был применен термин «диск-жокей» американским комментатором
по имени Walter Winchell.
После
история перемещается во Францию, когда во время оккупации Парижа
нацисты запретили джаз. У музыкантов не было никакой возможности
собираться вместе, поэтому поклонники этого стиля собирались в
подвалах баров и слушали любимые записи. Так появились первые
андеграундные вечеринки.
В
1944 году после освобождения Парижа Eddie Barclay открывает бар, в
котором вся музыка играет в записи. Через три года появляется
дискотека (от фр. discotheque — клуб, в котором люди танцуют под
композиции) в ночном клубе «Whiskey-A-Go-Go». После этого дискотеки
открываются в Европе и США.
Далее
появляется череда новых открытий: направлений, стилей, имен,
оборудования, — что и является составной частью современного
диджеинга.
1955.
Bob Casey представил первую сдвоенную систему проигрывателей с
возможностью переключения между деками. 1964. Alex Rosner, инженер,
сконструировал первую в мире стереосистему для
дискотек.
1966.
DJ Terry Noel впервые сводит треки.
1968.
Компания «Thorens» представила на рынке проигрыватель TD125,
ставший на многие годы любимым аппаратом диджеев.
1969.
Francis Grasso, прародитель сов-ременных диджеев, стал подгонять
темп и сводить треки, подбирая композиции, максимально заставляющие
людей танцевать. Усовершенствовал технику работы с
пластинками.
1970.
Клуб «The Loft» стал прообразом современных ночных танцевальных
клубов.
1975.
Рождение хип-хопа.
1976.
Grand Wizard Teodore впервые представил аудитории скретч, волшебный
«вжигги-вжиг».
1985.
Начинается эра хаус-музыки — основы развития новых стилей и
направлений.
Сейчас
диджеинг — неотъемлемая часть
клубной культуры, без которой невозможно представить
жизнь любого города ХХI века.
Наша столица не является исключением.
Пятничный вечер для многих уже ассоциируется с клубной атмосферой,
где под ритмичные треки тусуется и общается молодежь.
А настроение этим вечерам задают диск-жокеи.
Пожалуй, один из ярких представителей
этой культуры — DJ Puza.
Сценический
псевдоним: DJ Puza Имя: Асет Рахатов Дата рождения: 06.08.1989 Стал
чемпионом Казахстана по диджеингу 2010 года. Не мыслит жизни без
музыки, любит общение, компьютерные игры и Анджелину Джоли. Играл
на одной сцене с DJ ями Крисом Монтано (Германия), Элизабет
(Россия) и Байком, лучшим в стиле R&B (Казахстан,
Алматы).
—
Какие предпосылки были для выбора диджеинга?
—
Я с детства был близок к музыке. Занимался профессиональным
балетом, ходил на народные танцы. В классе восьмом родители купили
компьютер, бросил танцы. Стал ходить на первые дискотеки. Интерес к
диджеингу пробудил мой двоюродный брат, DJ Byke. Сейчас он один из
лучших диджеев Казахстана. И только его осмелюсь назвать своим
кумиром.
—
С чего начиналась твоя карьера?
—
Ходил в клубы, знакомился с людьми, общался, просился поиграть,
приходил со своими дисками. Вначале, конечно же, разгонял всю
публику своей музыкой. Но со временем, после длительной практики
«взрывал» танцполы.
—
Как ты думаешь, каждый может стать диджеем? Нужны ли какие-то
особые способности?
—
Нужно иметь чувство ритма, быструю реакцию, уметь комбинировать
треки так, чтобы публике нравилась та музыка, которую ты
преподносишь.
—
Диджеинг для тебя хобби или профессия?
—
Хобби. Это способ самовыражения, который приносит хороший
доход.
—
По профессии ты специалист информационных систем. Удается ли
совмещать хобби с основной работой?
—
Сейчас я не резиденствую в клубах. Играю только по выходным и по
приглашению на различных мероприятих. Так что совмещать
несложно.
—
Кто придумал тебе псевдоним?
—
Я сам. Это своего рода самоирония.
—
Случались ли какие-нибудь курьезные ситуации во время
работы?
—
Бывает, на приготовленный диск кто-нибудь незаметно ставит стакан с
каким-либо напитком. Соответственно, диск в аппаратуре испорчен,
наступает пауза, и танцпол громко возмущается. Приходится
выкручиваться, импровизировать.
Еще
бывают случаи, когда посетитель хочет заказать песню, но не помнит
названия и начинает напевать строки из припева на ухо. Смешно
получается.
—
Как часто устраиваются соревнования между
диджеями?
—
Раз в год проводится чемпионат Казахстана — самое значимое событие
для отечественного диджеинга. Также нередки псевдосоревнования.
Бывают случаи, когда диджей сам организовывает соревнование и сам
же себя награждает. Таким образом, он теряет уважение
коллег.
—
А ты участвовал в чемпионате?
—
Да, последние два года. В первый раз занял второе место, а в этом
году стал чемпионом. Чемпионат проходил в павлодарском клубе
«Бумер». Самым главным критерием было «зажечь» толпу. Я был
единственным, кто сочетал в одном сете, состоявшем из 18
композиций, множество стилей: house, R’n’B, hip-hop. И даже Элвис
Пресли и его композиция «Only you».
Выступать
было несложно, так как все было продумано до мельчайших деталей.
Волновали только две вещи: какое там будет оборудование и поймут ли
меня слушатели.
—
Ты, когда играешь, заранее плей-лист составляешь или
импровизируешь?
—
Обычно существуют заготовки или есть треки, которые я играю в
обязательном порядке, потому что они ложатся просто идеально и
получается красиво. Но никогда не отказываю себе в импровизации,
так как именно она развивает в плане диджеинга.
—
С какими известными диджеями тебе доводилось совместно
работать?
—
Когда я был резидентом «А8», играл на одной сцене с такими
диджеями, как Chris Montano (Германия), DJ Jay, DJ Elizabeth
(Россия), DJ Byke (лучший в Казахстане в области R’n’B) и
др.
—
На каком уровне развития диджеинг в Казахстане?
—
Диджеинг стал стремительно развиваться с приходом такого стиля, как
house. Сам стараюсь продвигать казахские темы. Вы бы видели, как
зажигают агашки и татешки, когда звучит ремикс на «Қамажай».
Неординарно и как-то по-родному звучит, когда тебя объявляют:
«Ойнап жатқан DJ PuZa!»
—
Считаешь ли диджеинг субкультурой?
—
Да! У него есть своя публика, свои сторонники. Мало кто из молодежи
сейчас представляет не только досуг, но и жизнь без
музыки.
—
А что для тебя значит диджеинг?
—
Это то, что мне нравится, часть моей жизни. Мне нравится дарить
людям настроение. Нравится, когда твой сет «держит» слушателя до
последнего звука.
И
хотелось бы сказать, что не стоит считать диджеинг легкой
профессией и простым способом зарабатывать деньги. Это весьма
сложная и творческая работа.
—
Какой совет ты дашь начинающим диджеям?
—
В диджеинге, как и в любом другом виде творчества, не бывает
совершенства. Не стоит останавливаться на достигнутом и «ловить
звезду». Стремитесь к лучшему!