Международный день иной музыки.
Независимый лейбл «ІншаМузика» отметил свое десятилетие большим фестивалем, который прошел под девизом «Мы не проводим концерты, мы делаем события!» и собрал вместе двадцать интереснейших команд современной украинской сцены.
Первый октябрьский уикенд в столице ознаменовался не только невероятно теплой летней погодой, но и каким-то несметным количеством разнообразных событий, прошедших в эти выходные: фестивали кино, ретро-автомобилей, патриотической песни, академической музыки, уличной еды… Но было среди этого разнообразия событие, пропустить которое не стоило хотя бы потому, что проходит оно раз в пятилетку — это «ІншаМузика Festival», прогремевший в киевском клубе «Бинго». Так что заядлым фанатам рока (во всех его ипостасях) и просто любителям альтернативной музыки определиться с культурной программой в эти дни было легко, остальным же пришлось расставлять приоритеты.
ФОТООТЧЕТ>>
День первый
Решив посвятить Международный день музыки не просто музыке, а музыке иной (или другой — как вам больше нравится), отправляемся на проспект Победы. Надежда на то, что вовремя все равно не начнут, оказалась напрасной, поэтому киевский хаотик-рок от FaZZeR, мелитопольский фьюжн-панк от «ГАЛяК» и одесский глэм-хардкор от The Nietzsche, к сожалению, остались не охвачены нашим вниманием, но, по свидетельствам очевидцев, со своей миссией эти команды справились: разогрели и раскачали публику до нужного состояния. Кстати, «ГАЛяК» заменили на фестивале ожидаемую многими индастриал-формацию из Одессы Mind Shredder, которая, к сожалению, незадолго до события отменила свое выступление, но клятвенно пообещала порадовать поклонников своей бешеной энергетикой, качающими ритмами и крутым замесом электроники и метала уже в конце октября на Halloween Horror Night 2016.
Итак, очутившись в стенах «Бинго», стремимся к источнику громкого звука, который, оказывается, находится вовсе не на сцене, а в холле клуба. Как выяснилось, в перерывах между выступлениями команд на фестивале при поддержке сети магазинов JAM и компании Yamaha проходил гитарный баттл. Спонсоры подготовили приятные подарки для участников соревнования — струны и ремни для электрогитар, а главным призом для лучшего исполнителя стала электрогитара Yamaha Revstar RS320. В роли справедливого и неподкупного жюри была публика, аплодисментами голосовавшая за тех, кто, по ее мнению, достоин стать обладателем первого приза. Как ни старались опытные и матерые участники баттла, победила юность — и электрогитара Yamaha досталась пареньку-подростку, покорившему сердца и уши присутствующих.
А мы отправляемся к сцене и попадаем сразу на кульминацию практически уникального (так как они редко выступают вживую) выступления дерзких одесситов «Машина Занята», и тут рушится еще один фестивальный стереотип: несмотря на то, что время еще раннее, можно сказать детское, перед сценой уже отрывается довольно большое количество народа — и это не может не радовать. Звук — добротный и громкий (сразу вспоминается анекдот: «Сынок, не ходи на эти свои рок-концерты, а то оглохнешь!» — «Спасибо, мам, я поел уже»); танц-пол под ногами дрожит, постепенно внутренности вступают в резонанс с этими вибрациями; публика настроена решительно и предвкушает дальнейшее развитие событий: сразу заметно, что случайных людей здесь нет. Словом, добро пожаловать, на рок-фестиваль!
Следующими радовали рок-меломанов загадочные и самобытные киевляне Joncofy. Организаторы охарактеризовали их как перфекционистов в подходе к студийному звуку и концертным шоу. Смотреть и слушать ребят в самом деле было интересно. К слову, они поздравили всех присутствующих не только с Международным днем музыки, но и с не менее Международным днем кофе, который также отмечается 1 октября (этот напиток созвучен их названию, хотя и не имеет к нему непосредственного отношения).
Далее на сцене появились горячо любимые многими, а поэтому столь долгожданные ПНД («Пісні Наших Днів») — и фестивальный поток немного сменил направление, сбавил обороты и присутствующие отправились далее на акустических волнах глубокой, философской и умиротворяющей музыки. ПНД (для тех, кто не в курсе) — это вовсе не «психо-неврологический диспансер», а пронзительный акустический проект Василия Переверзева (Прозорова) экс-вокалиста легендарной группы ТОЛ, первые релизы и многократные переиздания которой увидели свет на лейбле «ІншаМузика», здесь же появился и дебютный альбом ПНД — «Два Аккорда». Так что давняя дружба музыкантов и организаторов стала поводом для этого яркого и запоминающегося лирического выступления, а многолетнее сотрудничество — гарантией качества. Кстати, Василий Прозоров и команда всех приглашали на свой сольный концерт, который состоится 19 ноября в киевском клубе MonteRay Live Stage.
Затем снова быстрая смена инструментов на сцене, а заодно и музыкального направления — и вот уже публика, которой заметно прибыло, лицезреет самое долгожданное трио этого октябрьского вечера (да и не только этого) — днепровско-харьковско-донецкий, ну, то есть киевский, коллектив «Вагоновожатые». Если вдруг вам случайно не посчастливилось познакомиться с ними ранее — пожалуйста, немедленно исправьте эту ошибку. Итак, «Вагоновожатые» — это мегапроект от музыкантов групп «...и Друг Мой Грузовик» (Антон Слепаков — тексты, голос), Lюk (Валентин Панюта — электрогитара и, как это называют сами музыканты, «пластмасса») и DOK (Станислав Иващенко — электробарабаны). Если верить организаторам, это энергичная «интеллектуальная танцевальная музыка» (IDM); если акцентировать внимание на неповторимой манере Антона доносить до слушателей свои тексты, то это спокэн ворд (хотя моя подруга, например, твердо уверена, что это рэп); а если заглянуть на Википедию, то вы узнаете, что это еще и электроник-рок (пазл сложился — они на этом фестивале в тему!). Хотя, по большому счету, какая разница, к какому стилю или направлению их причислить, если «Вагоновожатых» надо слушать, на них надо смотреть и, по возможности, все повторять за Слепаковым: то есть не только четко артикулировать наполненные философскими смыслами тексты, но и как можно реже... касаться ногами танц-пола! Так все и было: полный зал людей ушел в отрыв, прыгал, скакал, махал руками и выкрикивал: «Шламафон!», «Обебелые!» и, конечно же, «Хундертвассер, ты прекрасен!». Старичули (как сами себя именуют ребята, хотя коллективу всего лишь три с небольшим, но тут важен не возраст, а опыт) потешили поклонников нестандартными аранжировками уже давно полюбившихся песен, а также новыми потенциальными хитами, один из которых, наверняка, называется «Огонь, иди за мной», а вот второй... условно назовем его «Об эпохах и поколениях». Точно узнать название этих и трех других новых песен, а также «распробовать» их на слух и на вкус можно будет уже в начале зимы на киевском (3 декабря, Атлас) или львовском (10 декабря, FESTrepublic.club) концертах, посвященных презентации EP под названием «Start-up Молодость». Не пропустите!
В принципе, после выступления «Вагоновожатых» многим посетителям «ІншаМузика Festival» увиденного и услышанного уже было предостаточно для того, чтобы считать этот вечер удавшимся и незабываемым. Но организаторы рассудили иначе и решили «дожимать». Поэтому следующими в лайн-апе были донеччане Sinoptik — одни из главных ньюзмэйкеров в украинской музыке этого года, победители мирового финала The Global Battle Of the Bands 2016 в номинации «Лучшая новая группа мира». И снова на танц-поле было жарко и тесно, за счет тех, кто целенаправленно шел именно на этих нашумевших ребят. И не зря, ведь по словам самого коллектива, в этот вечер они «эпически отожгли», впервые безжалостно разбив гитару на сцене клуба «Бинго». Впрочем, в истории и группы, и фестиваля это также первый подобный случай. Вдруг вам не верится, есть видео, и, конечно же, фото. Осколков было много и летели они в разные стороны, но пострадала, к счастью, только гитара. Скорее всего, у коллектива есть чем ее заменить, так как после выступления в Киеве Sinoptik отправились в тур по Украине с перерывами на осенние зарубежные фестивали. Правда, их украинский тур несколько омрачился двумя отменами и одним переносом выступления группы (возможно, гитар все-таки теперь не хватает?), но, если все сложится, встанут планеты и будут благоприятные погодные условия, то вы сможете увидеть и услышать Sinoptik на сольных концертах в Одессе (5 ноября), Ужгороде (20 ноября) и Киеве (4 декабря).
Продолжил наполнять этот теплый осенний вечер мощным и громким звуком один из крутейших украинских метал-бендов MegamasS (Киев) — номинанты и лауреаты The Best Ukrainian Metal Act 2013, 2014, 2015, первые два альбома которых — «Сверхърельеф» (2010) и «Его Величество Удар» (2012) — вышли на лейбле «ІншаМузика» при участии MOON Records. Под их выступление публикой был организован далеко не первый в этот день, но, пожалуй, наиболее массовый и зрелищный слэм. Не обошлось также без моша и даже «лодки» из тел сидящих на танц-поле и имитирующих греблю фанатов. А кто не решался участвовать в действе, мог наблюдать за этой захватывающей картиной со стороны и прямо-таки ощущать и впитывать излучаемую мощную энергетику.
Завершали первый фестивальный день винничане Space Of Variations, обладатели первой премии The Best Ukrainian Metal Act 2015, частые гости украинских фестивалей этого года. Стыдно, конечно, признаться, но, поскольку для нас это также был далеко не первый, и даже не пятый (и, надеемся, не последний) фестиваль в этом году, то до конца фестивальной субботы мы не дотянули и отправились восстанавливать и аккумулировать силы для дня завтрашнего.
День второй
В воскресенье, приложив массу усилий, являемся в клуб «Бинго» пораньше. Так как точность — вежливость не только королей, но и организаторов «Іншої Музики», попадаем мы уже на вторых участников этого дня, а выступление киевлян On The Wane, играющих нойз рок и пост-панк, остается за кадром.
Но, к нашему безмерному счастью, мы поспеваем как раз на тех, кого и хотели услышать — инструментальный прогрессив/пост-рок квартет Krobak из Киева, основанный как сольный проект гитариста Stoned Jesus Игоря Сидоренко. Ранних фестивальных пташек слетелось пока немного, поэтому ничто и никто особо не мешает остаться один на один с этой невероятной музыкой и отправиться под ее аккомпанемент далеко за пределы земной атмосферы и даже Солнечной системы, а возможно, наоборот, куда-то вглубь своего собственного микрокосмоса. Приоткрываешь глаза — и на долю секунды возвращаешься к реальности, снова опускаешь веки — и уже тебя как будто здесь нет, а может, и нет вообще. Спуститься с небес на землю все же пришлось, поскольку тайминг есть тайминг и он неумолим. А для тех, кто хочет повторить подобные путешествия в другие неизведанные миры, ребята из Krobak записали альбом под названием Nightbound и готовы вот-вот (а именно 4 ноября здесь) представить его на суд публики. Ждать осталось недолго.
По гениальному замыслу организаторов возвращаться к реальности можно было плавно и постепенно, ведь следующими на сцене появились альтернативно-роковые ровенчане MERVA — одна из самых опытных команд украинского андеграунда. Альбом Merv’ы под названием Bardo вышел в 2009 году именно на лейбле «ІншаМузика». А в этом году Виктор Придувалов снял для группы уже два видео. Умиротворяющее спокойствие, философская отстраненность, лирический настрой — всем этим можно было проникнуться под их выступление. А еще не покидало ощущение какого-то флэш-бэка или субъективного путешествия в не очень далекое прошлое, лет так на десять назад. Merva и тогда была такой же магически притягательной, эффектно смотрящейся и качественно звучащей. В этот раз ребята порадовали публику новой песней и даже выходом «на бис».
Далее на сцене появились My Personal Murderer — очередная одесская команда-участница фестиваля, играющая депрессивный рок и пост-панк. По словам организаторов, это коллектив, пока больше ценимый за рубежом, чем на родных просторах. Весной они презентовали новый, третий по счету, альбом под названием Cauchemar, их треки несколько раз входили в сборники «Ре:еволюція». А мы, признаться честно, послушав пару композиций, сбежали на свежий воздух под осеннее небо, чтобы еще как можно на дольше растянуть послевкусие, оставшееся от Krobak’а и Merv’ы...
...И так увлеклись, что почти полностью пропустили выступление PINS — кременчуцко-киевской банды с большой историей, мастодонтов украинского альтернативного рока, которые оба свои полноформатника — «Мандрівник» (2008) и «Марафон» (2015) — выпустили — где бы вы думали? правильно! — на лейбле «ІншаМузика». Пришлось поверить очевидцам, что ребята отыграли достойно, профессионально и качественно, порадовав поклонников хитами из обоих альбомов.
Затем сценой опять завладели одесситы, на этот раз — Septa (кажется, Одесса стала лидером по количеству представленных на фестивале коллективов). Они тешили динамикой, скримом, исполняли хиты из альбома 2014 года Destroyer, анонсировали скорый выход своего третьего студийника под названием Sounds Like Murder.
Продолжил фестивальный вечер относительно молодой киевский коллектив Esquizet, стилистически балансирующий между гранжем и психоделикой и ставший в прошлом году (после выхода дебютного EP) открытием для многих. Голос вокалистки Насти Швиденко, который эксперты считают одним из самых крутых женских вокалов на украинской рок-сцене, дарил наслаждение ушам, приворожил и покорил сердца публики.
Гаражные рокеры из Николаева Cherry-merry несли в массы огонь, драйв, позитив и нескончаемую энергетику, устроив в стенах «Бинго» настоящую дискотеку (наконец-то танц-пол оправдал свое название!). Они обладатели второго места в украинском финале The Global Battle Of the Bands этого года, а их дебютный альбом Listen Loud! был выпущен лейблом... ну, вы в курсе каким.
Далее география феста расширилась на запад благодаря гостям из Львова Somali Yacht Club, играющим космический стоунер и психоделический рок. Это еще одна группа, чьи выступления чаще можно увидеть за границей, нежели в Украине. Ребята — неоднократные участники концертных проектов лейбла «ІншаМузика» и сборников «Ре:еволюція». Публика очень тепло и душевно принимала команду, от чего остались обоюдные позитивные эмоции и впечатления. Кстати, группа как раз сейчас работает над записью нового, второго по счету альбома.
Ну, и на закуску второго дня, да и фестиваля в целом организаторы приберегли одну из самых известных в мире отечественных команд — рок-трио из Киева Stoned Jesus. Они безусловные лидеры в переиздании альбомов, выходивших на лейбле «ІншаМузика». Это первая украинская группа, доехавшая с туром аж в Южную Америку, а также первые представители Украины на сцене культового Hellfest’а. В целом же в их послужном списке выступления в двадцати двух странах, а также видео на композицию I’m The Mountain, собравшее более четырех миллионов просмотров на Ютубе и ставшее в итоге одним из самых популярных в жанре стоунер. Те же, кто, как и мы, пресытился впечатлениями и позорно не дожил до конца фестиваля, смогут услышать и увидеть этих мегапопулярных ребят если не в осеннем туре по Европе, то на сольном концерте в Киеве, 18 декабря, в клубе Atlas.
Подводя черту (но отнюдь не ставя точку в фестивальном сезоне этого года), хочется отметить, что рок-фест в закрытом помещении, конечно, существенно отличается от оупэн-эйров. Есть у клубных фестивалей и свои прелести, но все же атмосфера не совсем та — и это незначительный и практически единственный недостаток «ІншаМузика Festival-2016». Еще и погода в те выходные как бы издевалась и выманивала почти летним теплом из помещений на улицу. Так что, может, организаторам стóит задуматься о выходе за рамки и стены клуба «Бинго», а заодно и о том, чтобы проводить фестиваль почаще на радость всем поклонникам и любителям иной (или другой?) музыки. А там, глядишь, и аудитория мероприятия значительно расшириться. Остается только поблагодарить Влада Ляшенко и Виктора Придувалова за мегакрутую идею и достойную организацию, присоединится к поздравлениям лейбла с десятилетием и пожелать дальнейшего развития и процветания.
Для справки. Лейбл «ІншаМузика» был создан осенью 2006 года продюсером Владом Ляшенко и режиссером Виктором Придуваловым. За это время лейбл выпустил три десятка релизов, среди которых альбомы знаковых групп украинской альтернативы — ТОЛ, Stoned Jesus, АННА, Pins, Merva, ПНД, Cherry-merry, Mind Shredder и другие, а также ежегодные компиляции «Ре:еволюція». За десять лет при содействии лейбла организовано более трехсот концертов, в которых приняло участие около шестисот отечественных групп.
Комментарии