Клубные итоги Оренбурга 2011
Места
После абсолютно пост-кризисного 2010 года, когда в городе не
открылось ни одного громкого заведения, 2011-й неожиданно удивил
тремя хорошими премьерами. В начале весны официально открылась
«Дружба», осенью начал работу Pierre Diamond, и в самом конце года
публика – пусть и предварительно – познакомилась с «Панкратовым».
Кроме трех «китов», на которых, по всей видимости, будут держаться
2012-й и 2013-й клубные годы, появилось несколько менее масштабных
заведений, о которых мы тоже скажем несколько слов. Итак, по
порядку.
«Дружбу» первые посетители увидели на финале конкурса «Мисс
Оренбург 2010», вторые – на техническом открытии, третьи – на
полноценном открытии с участием Валерии, и все остальные – в
последующие недели. По-настоящему активно о новом месте заговорили
перед «Райским уик-эндом», когда «Дружба» привезла большой десант
столичного клуба RAЙ и провела две подряд официальные вечеринки под
известным брендом. Как носитель инсайдерской информации, готов
поделиться с вами секретом, что выбирали между двумя столичными
заведениями: мега-буржуазным Soho Rooms и более демократичным и
известным «Раем». Выбрали второй, и не прогадали: во-первых, RAЙ
действительно на слуху, во-вторых, уровень go-go girls и шоу Freaks
Planet сразу поднял стандарты «Дружбы» на внушительную высоту.
Таких впечатляющих гастролей столичных клубов пока еще не делал
никто. Новому оренбургскому заведению вообще не привыкать ставить
рекорды: вряд ли, например, вы сможете вспомнить более «звездный»
оренбургский клубный концерт, чем живое выступление Валерии с
командой музыкантов; да и сама «Дружба» может войти в большую
клубную историю города как самый дорогостоящий проект индустрии.
Да-да, такого дорогого проекта, построенного под клуб «с
фундамента», в городе, на самом деле, может больше никогда не
появиться – вообще никогда, представляете? К счастью, мы говорим
сейчас только об уровне инвестиций. Потому что многоопытные
посетители клубов признают: «Дружба» стала лучшим заведением
города, но там, увы, слишком часто было невыносимо скучно – в
отличие от других мест, которые не могут похвалиться масштабами,
стеклянными полами и футуристическим куполом, подземной парковкой
для особых клиентов и гастролерами из «первой обоймы». В итоге
первое большое открытие года получило репутацию крайне стильного и
стабильного места, куда хорошо прийти компанией и повеселиться в
своем кругу, сильно не рассчитывая на шумную, истерично веселую
атмосферу вокруг. Кроме того, «Дружба» на сегодняшний момент
единственный клуб, в котором не зазорно появиться топовым политикам
и бизнесменам Оренбурга. И они там появляются – но на столах, как в
вышеупомянутом Soho Rooms, не танцуют.
В конце лета заговорили о втором открытии. И вот в октябре
названный в честь французского промоутера клуб Pierre Diamond
открылся в подполье татарского подворья Национальной деревни
(словно иллюстрируя модный термин «мультикультурализм»). Кстати,
место выбрано более чем удачно. Жителям 23-го микрорайона всегда
отказывали в возможности сходить развлечься пешком, в отличие от
обитателей центра и Степного, которые могут добраться до
какого-нибудь заведения, не прибегая к услугам средства
передвижения. Главное, что поражает в «Пьерре» – это его дизайн.
Рука Мастера Хайо не дрогнула за последние десять лет, и мы
попадаем не куда-нибудь, а в реинкарнацию «ДаркСайда»: брутального,
неожиданно внимательного к интерьерным мелочам, техно-романтичного
и по-старомодному наивного. Последний проект, придерживавшийся
похожей дизайнерской линии, назывался «Солярис» – он прожил
странною судьбой и ушел так, что никто и не заметил. Сильные
стороны «Пьера» тоже обнаружились довольно быстро – это просторы,
большая сцена и вокальный проект. Обаятельная певица-резидент, на
постоянной основе исполняющая клубные хиты – далеко не новость в
клубном деле, и удивительно, что мы в своем полумиллионном городе
увидели ее только в 2011 году. Что касается размеров и сцены,
прибавьте к ним конфигурацию клуба и адекватность менеджмента – и
мы получим одну из самых удачных на сегодня клубных площадок для
массовых концертов, чем активно пользуются сторонние промоутеры.
Будущее Pierre Diamond довольно очевидно: скорее всего, все
ближайшие годы место будет пользоваться стабильной популярностью у
студентов и немногим более старшей публики, объединенными скорее
географическим признаком; ну и при удачной политике руководства
выстреливать ежемесячными большими проектами, собирающими уже весь
город. Чего мы «Даймонду» и желаем.
О третьем заведении писать рано. «Панкратов» (спасибо, что не
«-Черный») оказался в ситуации хорошего человека, на день рождения
к которому толпа друзей завалилась утром, часов так на восемь
раньше приглашения. Он еще умыться-то не успел, а они водят вокруг
него хороводы и искренне радуются: ты у нас такой красивый, тебе и
непричесанному пойдет. На дебютную вечеринку (но пока не открытие)
туда пришло внушительное количество людей: никто толком не понял,
что это будет за место, но все его заочно полюбили. Есть за что. Из
«Бомонда» сделали аристократический ресторан в британском стиле с
«полуторным» этажом над баром, а бывший боулинг превратился в
танцпол с минимальным количеством посадочных мест, включая два
особенно удачно расположенных дивана – при бронировании они будут
улетать первыми, инфа 100%. Это не Хаич, здесь поработал Дмитрий
Кузнецов, поэтому – trendy-trendy-trendy (ударение на первом слоге,
ага). «Панкратов» действительно хорош. Если он сможет выдержать
высокий уровень общения с гостями, создать надежную и достойную
кухню, отсечь слишком молодых и слишком агрессивных, а главное –
устроить своей публике еженедельный карнавал и фейерверк, это будет
то самое место, тусовок в котором среднее и высшее сословие города
ждали пятнадцать лет. Впрочем, учитывая оренбургскую специфику,
шансы на это стремятся к нулю. Как это чаще всего бывает в наших
степях: сначала закончились свободные деньги, вслед за ними исчезло
желание держать марку. Студенческий четверг! Далее – пятница и
суббота. Пусть так не будет, карма, ну пожалуйста.
Переходим к хорошо известным, хоженым-перехоженным местам. Политика
привычных по предыдущим годам клубов почти не поменялась. Coliseum
был и остается добровольным и оттого прекрасным гетто для
школьников старших классов и студентов младших курсов. Сегодня
«Колизей» – единственное место, которое не пытается прыгнуть выше
головы и заявить о себе как премиальном клубе, и в итоге больше
всех зарабатывает. К сожалению, невзирая на спад рождаемости в
начале девяностых, создается впечатление, что восемнадцатилетних
стало слишком много. Потому что им мало «Колизея»: в прошедшем году
они окончательно завоевали все прочие клубы – и «Чикаго», и
«Вуаль», и «Табу». Собственно, о жизни «старых» заведений в 2011
году и сказать-то больше нечего: глобальным трендом стал принцип
владельцев «мы пускаем тех, кто платит» – и пришли молодые. В
целом, наверное, стало веселее – хотя кому как. Но даже несмотря на
«свежую кровь», есть ощущение, что людей в ночных заведениях стало
меньше, чем раньше. Это абсолютный субъектив, конечно – точно я не
считал. Ну и еще один итог грустный года: два клуба с большой
историей ушли «с арены цирка»: о «Пилоте» и Cashbar к концу года
стало слышно так мало, что большинство людей, похоже, не в силах
достоверно ответить на вопрос, функционируют ли они вообще. А раз о
тебе не вспоминают, то тебя, увы, больше не существует.
И несколько слов об околоклубных заведениях, благо, есть о чем
рассказать. «Желтая субмарина», открывшаяся аккурат под конец 2010
года, в 2011-м провела множество веселых алко-мероприятий,
оставаясь главным тусовочным баром города. «Зеленая горчица»
продолжила экспансию и внезапно оказалась еще и на месте ресторана
«Охотный ряд» – прямо напротив «Панкратова», что обещает усилить
вечерний и ночной трафик пересечения Кирова. По соседству с
«Ковбоем» открылся стрип-бар «Кроткая Скво», остановив
несправедливость, торжествовавшую все время с закрытия «Палермо».
Стрип-бары – это даже лучше, чем просто бары, и я намерен
как-нибудь навестить «Скво», захватив журналистский блокнотик для
написания захватывающего репортажа о раздевании по-оренбургски.
Открылся тематический кальян-бар. Выше «Дружбы» расположились два
заведения с одинаковым, но хитрым названием: кафе Cup (в смысле,
«чашка») и спортбар Cup (это уже «кубок»). Большой ажиотаж вызвал
«Будда-Бар»: его вход на рынок стал очень обсуждаемым, но последний
всплеск разговоров был связан исключительно с уходом оттуда Наташи
Дектяревой; после этого все как-то дружно позабыли о существовании
этого места – довольно атмосферного и с хорошим локальным
потенциалом. Еще – «Соус» и Street Bar. Там я, увы, не был, так что
назовем их для истории, без комментариев.
Как видите, с точки зрения заведений нам есть, за что сказать
спасибо 2011 году. Было интересно.
События
Если попробовать рассказать о клубных событиях года в одном
предложении, получится следующее: самые интересные вечеринки года
были связаны с гастролями и исключительно с ними. К сожалению,
сложно вспомнить хотя бы одно яркое мероприятие, проведенное
клубами своими силами, без привлечения звезд. Оригинальные
концепции, необычный реализованный дресс-код, ошеломляющие
декорации – ничего этого в 2011-м замечено не было (чтобы внести
ясность: вспомните «Стиляг» – едва ли не трехкопеечная вечеринка
без всяких гостей, проведенная на волне успеха фильма, обсуждалась
потом полгода). Похоже, единственное, что способно заставить
публику и промоутеров действительно зашевелиться – это Хэллоуин. В
разрезе вопроса можно вспомнить разве что пенные вечеринки
«Колизея» и упорные эксперименты «Табу» со своими четвергами.
Звезд, посетивших клубы нашего города, казалось бы, немало.
Валерия, резиденты «Рая» и Полина Гриффис в «Дружбе», «Т9», Шура и
Руслан Нигматуллин в «Чикаго», Силуянова и целая плеяда диджеев с
Luxury Music в «Табу». Никому не хочется портить настроение, но
давайте оглядимся, чтобы понять, насколько немало. Если сравнить с
тем же Екатеринбургом, то разница чувствуется очень и очень сильно.
Сравните: «Сансара», Timo Maas, Tesla Boy, Kazaky, Westbam И хотите
самую неприятную новость? Это – гости, приехавшие в славный Ёбург в
течение одного уик-энда. Всего два дня напрочь убирают все наши
гастроли за год. Да, столица Урала, больше людей и денег – но не
настолько же! Ок, вернемся к этой теме в следующей части итогов –
той, что будет про людей.
О том, насколько удачен и активен был год, можно судить по
количеству и качеству его опен-эйров. И они лишь подтверждают общую
слабость года на события, ибо остались практически незамеченными, и
даже близко не подобрались к легендарным уже «Арене»,
«Интрокультуре» и Depo Music. Опен-эйров в 2011-м было два, на
Карьере и в Зауральной роще. Первый оставлю без комментариев, а
второй хотелось бы отметить за слоган «Молодежь против наркотиков».
Господа промоутеры, вы же талантливые и креативные. Не используйте,
пожалуйста, этот популистский, лживый и ничем не обоснованный
девиз. Его место – даже не в прошлом десятилетии, а в девяностых
годах; сегодня от него веет исключительно желанием получить
немножко денег с комитета по делам молодежи – кажется, это
последнее место на планете, где до сих пор верят, что написанный на
десятиметровом баннере священный набор слов снизит
нарко-статистику. Увы, по результатам года Оренбургскую область
назвали номером один по уровню потребления наркотиков – наверное,
надо было использовать баннер побольше, тогда бы сработало (про
номер один не шутка, urbngero писал об этом пару недель назад, вот
вам федеральный пруфлинк:
http://www.dumainfo.ru/index.php?article_id=27737 ).
Итак, клубы в 2011-м тиражировали однообразные вечеринки,
отличающиеся названием, картинкой на афише и цветом трусов
танцовщиц. Гораздо интереснее посмотреть на стороннюю промоутерскую
активность – потому что это одна из главных тем года.
Промо-группировка «Лука» (или как там они сейчас называются; у них
слишком интеллектуальная мифология) раскачивает бренд Vmeste и
проводит на небольших площадках барные танцы, которые собирают
некоммерческих умников и главных оренбургских стиляг. Команда
Playlist Promo проводит большие клубные концерты, собирающие сотни
людей, знающих наизусть репертуар выступающего – таким был,
например, визит в Pierre Diamond Нойза МС – бешеный по энергетике,
причем со стороны зрителей. Известных своей музыкальной жесткостью
диджеев привозят промоутеры «Техномафия». Неповторимые события с
участием европейских инди-коллективов организует Саша Человек. Эта
сцена практически незаметна массовому посетителю клубов – он не
знает о ней и не желает знать – и, по большому счету, слава богу,
что так. В голову приходит прочитанное недавно интервью с русскими
лондонцами, прогрессивными хип-хоперами Vagabund, цитирую: «когда
ты сидишь в подвале с двумя друзьями и читаешь под чужой трек
накуренные куплеты – это не андеграунд. Андеграунд – это когда ты
независимо от кого-либо ездишь по стране с концертами, продаешь
диски и можешь с этого жить». Так вот, в прошлом году мы увидели
становление нового оренбургского андеграунда – коммерчески
правильного, как бы это не звучало. Очень позитивно, очень важно,
очень многообещающе.
Не могу не написать несколько слов о светских раутах. Ими в
последнее время оренбургская земля оскудела настолько, насколько
это вообще возможно. Событий, которые можно хоть как-то выделить,
запомнилось три: обязательный ежегодник «Мисс Оренбург» (так
получилось, что мы посетили целых два финала), открытие автосалона
BMW и «Ночь пожирателей рекламы». Про последнее событие было
сказано много чего, но меня радовала, радует и, надеюсь, будет
продолжать радовать страсть Ильдара Курманаева к большим,
многосторонним, очень насыщенным проектам. Да, в этот раз
гигантский замах не во всем пошел «Ночи» на пользу, но
приобретенный опыт бесценен, и в следующем году можно ждать более
отточенного и не менее концентрированного мероприятия. Кстати,
нехватка интересных клубных событий в 2011-м связана еще и с тем
,что Ильдар с головой ушел в семейную жизнь и другую работу – и вот
мы практически не видим событий под брендом Nightparty.
Люди
В том притоке очень молодых клабберов, о котором написано выше,
есть один большой минус и один большой плюс. Минус – в том, что в
этих условиях клубам становится проще работать не на качество, а на
количество людей. Конкуренции как таковой нет, над интересными
мероприятиями можно не напрягаться – молодежь и так придет, и
потратит половину своих денег на вход, половину на пиво. В итоге у
нас царит бюджетно-экономная идеология, которая не предусматривает
ни гастролей именитых иностранцев (ну или хотя бы настоящих, а то
большинство foreign deejays почему-то говорят на русском не хуже
нас), ни идейных вечеринок, о которых говорилось ранее. Плюс – в
том, что из этих многих сотен большинство отсеется, а несколько
десятков людей останутся в культуре – и если не заменят
«авторитетов», то сильно помогут им дальше развивать город. Увы,
проблема в том, что минус работает уже сейчас, а плюс – возможно! –
даст эффект в каком-то будущем.
Говоря о главных героях Оренбурга в 2011 году, вновь наступаем на
очень-очень старые грабли: годы идут, герои остаются. Новых лиц, о
которых хочется рассказать, очень немного – и большинство из них
уже появились в предыдущем блоке, в рассказе о волне независимых
промоутеров. Диджеи? Да, есть интересные ребята, но таких
самобытных, как например, 2Вeat(TМ) или Родион Скрябин, не заметно.
Танцоры? Все ограничивается форматом go-go – а самое интересное,
похоже, происходит не в клубах, а «На Николаевской» и в «Новом
движении». Разве что Роберт из «Табу» выбивается из общей массы
своим особенным имиджем. Клубная публика? Из тех, кого сильно
заметили – Мария Галанина и ее окружение, совершенно новый всплеск
эпатажа. В роли неформального лидера здорово утвердилась Наталья
Дектярева – и если в 2012-м она найдет способ заявить о себе,
публике будет очень интересно посмотреть, что у нее получится.
Немало шансов круто сверкнуть у Яны En-Fly.
Главные звезды последних двух лет, Event-Агентство, в 2011-м все
реже и реже упоминались в связи с какими-то интересными проектами.
Роль ЕА1 забрал себе Валентин Барсуков – вот уж чей это был год,
так это его. Валентин поуправлял половиной клубов города, взял в
аренду «Вуаль», стал одним из первых лиц «Панкратова» (но пока
ничего там не сделал) и как ведущий провел, кажется, миллион
мероприятий. Очень интересно будет посмотреть на его труды в
наступившем году – но чего мы, скорее всего, не увидим, так это
классического, «золотого» состава Event-Агентства.
Не устаю повторять, что если бы все люди, которые за последние
10-15 лет перебрались в столицы и другие страны, остались в
Оренбурге, мы бы сейчас жили в другом городе. В 2011-м тусовка
вновь попрощалась с талантами, которые помогали нам красивее и
веселее жить. Уехали Enjoy Djs – Агамиров и Карабаев. Уехала
половина коллектива Speech of Funk. Уехал Олег Бабенко, один из
самых интересных и быстрорастущих фотографов последних лет.
...А так как читать вы, похоже, устали (а я устал писать), коротко
резюмирую: в 2011 году открылось достаточно новых мест, чтобы в
году 2012-м сосредоточиться на интересных событиях и новых ярких
персонажах Оренбурга. Чего нам всем и желаю.
Тарас Ермолаев,
www.urbngero.com