Словарь DJ
БОЧКА - основной барабан, барабанная партия в треке.
ГРУВ - ритмический рисунок трека, обычно подразумевается партия
ударных + бас-линия.
ДЖЕМ - способ игры, используется обычно на битвах диджеев или в
качестве шоу: два диджея сводят треки поочередно, пытаясь сыграть
их за короткое время как можно больше и сделать это максимально
красиво.
ЗАЕЗД (в треке) - пустая БОЧКА перед началом основной темы,
присутствует в клубных версиях песен для удобства СВЕДЕНИЯ.
КАРМАН (в сдвоенных профессиональных CD-проигрывателях) - один из
проигрывателей (левый карман, правый карман).
КВАДРАТ - фрагмент трека, соответствующий 16 ударам БОЧКИ (4 раза
по 4), равен примерно 7 секундам.
КОНИ (при СВЕДЕНИИ) - расхождение треков по скорости, в результате
чего вместо четкого плавного микса получается "каша" из двух
треков, на слух напоминающая пару скачущих лошадей :)
ЛУП (ПЕТЛЯ) - закольцованный фрагмент трека, используется диджеем
во время игры.
МАСТЕР ТЕМПО (в проигрывателях) - функция, оставляющая неизменным
тембр голоса при уменьшении или увеличении скорости воспроизведения
трека.
МОНИТОР - колонка возле диджея. Служит для того, чтобы слышать
неотраженный звук.
ОТБОЙ (в треке) - пустая БОЧКА в конце трека, присутствует в
клубных версиях песен для удобства сведения.
ПИТЧ (в проигрывателях) - регулятор изменения скорости
воспроизведения трека, необходим для СВЕДЕНИЯ.
ПОСАДКА (в треке) - фрагмент без БОЧКИ.
СВЕДЕНИЕ - синхронизация двух треков по скорости (играющего в зале
и играющего в наушниках) для последующей плавной подмены первого
вторым.
СЕТ - запланированное время игры диджея (в среднем 2 часа), в
соответствии с которым отбирается и выстраивается музыкальный
материал.
ТОЧКА - место в треке (первый удар в КВАДРАТЕ), с которого
запускается трек, который будет играть следующим.
Зашкаливать - это значит, говорить о звyкe, уровень кoтopoгo
пpeвышaeт пиковое значение ayдиoтexники. Имeннo зa пpeдeлы этого
значения, выxoдит cлишкoм гpoмкaя мyзыкa, в результате которой при
воспроизведении в кoлoнкax появляются характерные шyмы, щелчки,
xpипы и низкое качество звучания.
Груз
Rave - это большая вечеринка. Последний раз на подобном мероприятии
в Берлине тусовалось около 500 тысяч человек. Это именно
мероприятие, акция, а совсем не движение, как думают многие. Еще
рейвом иногда называют музыку, приближенную к Happy Hard Core,
несколько детскую и коммерческую в своём звучании. Примером такой
музыки может служить творчество раннего проекта Dune.
Мастер Темпо (Master Tempo) – это функция в проигрывателях, с
помощью которой при увеличении или уменьшении скорости
воспроизведения трека, можно оставить тембр голоса
неизменным.
Джем (Jam) – это способ игры, используется обычно на битвах ди
джеев или в качестве шоу, на котором два диджея сводят треки
поочередно, пытаясь сыграть их как можно больше за короткое время и
сделать это максимально красиво.
Секьюрити (Security) – это охрана в клубе.
Луп (Loop) (с англ. - кольцо, петля) - это функция на
CD-проигрывателе DJ-я, которая после выставления начальной метки и
конечной метки, зацикливает данный фрагмент трэка.
Фэйдер (Fader) - это движок на микшерном пульте, позволяющий
регулировать уровень сигнала с воспроизводящего устройства.
Питч контроль (Pitch controll) - это функция с помощью, которой при
изменении темпа меняется и тональность композиции. Измеряется она
исключительно в % - ом соотношении. Устроена как для Vynil, так и
для CD-вертушек.
Кроссфэйдер (Crossfader) - это движок исключительно DJ’ского
микшерного пульта, позволяющий при движении в горизонтальном или
вертикальном направлении контролировать уровень громкости двух или
более входящих сигналов с воспроизводящих устройств.
Грув (Groove) – это словечко из сленга американских джазменов, и
обозначает оно, примерно, следующее – удовольствие (кайф), который
получают музыканты от хорошего свинга. В клубной же танцевальной
музыке Groove – это ощущение движения или то, от чего пляшет
ди-джей (Во всех смыслах).
Танцпол (Dancefloor) - это танцевальная площадка в ночных клубах
или место для танцующих людей. В клубах большей вместимости может
быть от 1 до 5 – танцполов, которые подразделяются по стилям.
Гоу Гоу Дэнсер (Go-Go Dancer) – это грубо говоря подтанцовка и
верные друзья всех ди джеев. Обычно они двигаются на сцене под
музыку и активно заводят присутствующих людей. Думаю вы заметили,
что во многих клубах их присутствие только восхищают наши с вами
глаза.
Джем - это способ игры, который используется на битвах ди джеев или
в качестве шоу в котором два ди джея сводят треки поочередно,
пытаясь сыграть их за короткое время и сделать это максимально
красиво.
Туса - это круто.
SPDIF (Sony, Philips Digital InterFace) - это стандарт 2-канального
(стерео) приема или передачи цифрового звука при разрядности до
24-бит по 75-ти Ом коаксиальному кабелю, позволивший без потерь
качества передавать цифровые аудио данные.
Администратор - это враг всех ди джеев. Забавное определение не
правда ли? А на самом деле так оно и есть. Допустим ди джей в
отличном настроении приходит работать в клуб в свою смену и крутит
заводную музыку, но тут подходит администратор и говорит: «Давай-ка
поставь народу попсу, что то мне твоя долбёшка надоела». Ну и
конечно же после таких слов, от отличного настроения ди джея ничего
не остаётся. Вот и получается, что администратор – это враг всех ди
джеев.
Стекляшка - это компакт диск, думаю вам понятно, что из-за своей
пластиковой основы – это определение больше всего подходит для
такого словосочетания.
Треклист (Tracklist) - это список композиций и исполнителей,
которые прозвучали в чьём либо сете. Допустим Сегодня я отиграл для
вас 10 композиций, названия которых, я написал в треклист, который
в свою очередь выложил на неофициальный сайт. И теперь вы с
лёгкостью можете найти интересующую вас информацию, о любом
исполнителе, который играл в моём сете. В клубе же ситуация более
сложнее, думаю вы уже сталкивались с данной ситуацией.
Яблоко - это бумажная наклейка с информацией об исполнителе,
которая расположена в центре пластинки.
Прослушка или «Подслушка» - это возможность прослушивать композицию
в наушниках, без выхода звука на танцпол. Т.е. пока вы активно
танцуете под одну композицию, в это время ди джей ищет с помощью
прослушки следующий трек, который будет играть для вас. Так что
знайте, пока вы танцуете – ди джей, стоя в наушниках, ищет для вас
композицию и подбирает соответствующий ритм так что б вы даже и не
заметили перехода.
Перебитовка - это (каша) из ударных инструментов, где более
отчетливо слышны "бочки" (или же удары), которые возникают в
результате неточного подбора скорости к композиции, которую нужно
свести. При перебитовке, скорости сводимых композиций постепенно
расходятся, в результате чего в эфире и начинается та самая "каша",
которая очень похожа на то, как скачет верховая лошадь, из-за чего
перебитовку некоторые называют "конями". Надо сказать, что эта
ошибка у Ди-Джеев считается очень позорной, поскольку она настолько
очевидна, что каждый из присутствующих точно поймет, что это была
именно ошибка.
Клаббер (Сlubber) - это человек, который как минимум разбирающийся
в танцевальной культуре, но тщательно следящий за ней. Направляясь
в клуб у него нет цели употреблять спиртные напитки, нелепо дергать
всеми конечностями и топтаться в такт музыке. Настоящий клаббер
приходит в клуб что бы не знакомится, а слушать музыку и танцевать
не только под её ритм, но и под само музыкальное настроение. И тем
более ди джей для клаббера - это нечто большее, чем человек,
который чего-то там делает за пультом. Ди джей для клаббера - это
музыкант, который передаёт клабберу через свои треки какое-то свое
настроение и эмоции.
Чил аут (Chill Out) – это места в клубах, специально отведенные под
отдых, в маленьких комнатах, или просто отведённые места с
диванчиками. При этом в самом клубе играет спокойная музыка,
которая не напрягает а наоборот – расслабляет.
Уши – это наушники. И встречается оно не только в слэнге ди джеев,
но и в звукозаписывающих студиях, радиостанциях и т.д.
Квадрат - это часть композиции с чётким размером (обычно 4 бита или
проще говоря 4 удара), так же квадрат - это кусок композиции,
который можно сделать лупом (Loop) на ди джейском аппарате, т.е.
повторить этот кусок в неограниченном количестве, которое иногда
применяют на дискотеках для перехода на следующую композицию.
Слипмат (Slipmatt) – это подкладка на вертушках чтоб делать,
например, скретчи. Да и вообще необходимая вещь для игры на
винилах.
Колбаса – это на самом деле момент, когда танцует весь танцпол, а
ди-джей в это время в полном угаре дрыгается в судорогах за
пультом. Ещё это словосочетание можно услышать в таких предложениях
как: «Пошли поколбасимся» или «Я слышал, что сегодня в клубе будет
настоящая колбаса».
Вертушка - это устройство для проигрывания виниловых пластинок,
имеющее специальную конструкцию, позволяющую использовать
"вертушку" Ди-Джеям для работы на дискотеках. Обычно используется в
паре со вторым аппаратом и подключается к микшеру.
Микшер (Mixer) - Микшерный пульт -это устройство, которое служит
для наложения и смешивания двух композиций, поступающих с двух или
более воспроизводящих компонентов.
Beatmixing - это искусство сведения битов. Суть состоит в том, что
до окончания одного трека уже начинается следующий, причем второй
трек накладывается на первый точно по битам и с тем же ритмом, что
и первый трек, с совпадением уровня звучания и тактов обоих треков.
Например - первый трек с ритмом 130 ударов заканчивается, а
следующий трек с ритмом 132 удара. Соответственно темп трека
уменьшаем до 130 используя pitch control. Затем, когда первый трек
закончится pitch control-ем можно вернуть первоначальное значение
ударов в минуту для второго трека равным 132 адара. И при удачном
сведении даже непрофессионал не заметит какого либо перехода между
треками.
Ди джей (DJ) – это disk jockey, в общем дисковый наездник! Это
очень точно отражает действия диджея при работе с винилом. Вообще,
существует несколько вариантов "ди джеинга". Есть клубные и
радио-диджеи. Клубные диджеи - это обязательно настоящие
профессионалы, работающие в ночных клубах на модных вечеринках, где
они сводят, миксуют треки. Радио-диджеи сведением не занимаются,
много работают голосом, и ориентируются на широкую аудиторию их
обычно называют RJ-ями. В любом случае диджей - человек творческий
и как бы он ни готовился к сэту или к эфиру, в его работе всегда
найдется место какому-либо экспромту.
Резидент – это человек, который выступает в различных ночных
клубах, не только своего города но и в клубах других городов, в
которых все посетители будут ему очень рады. Или же это гость,
которому открыты двери во всех ночных клубах. Сейчас же существует
второе понятие этого слова: ди джей резидент допустим клуба
«Мегаполис» - это человек, который постоянно играет в этом клубе и
уже в другом месте его не встретишь.
Mc - расшифровывается как «Master Of The Ceremony» т.е.
конферансье, или же человек с микрофоном, который читает речитатив
под музыку в основном в стиле рэп. Не всегда речитатив получается в
рифму, но всё же текст слушается как обычное стихотворение. А ещё
Мс называют тех людей, которые заводят публику в клубах, на
вечеринках и т.д.
Хедлайнер (Headlainer) – это человек, который завершает концерт или
считается главной персоной на какой либо тусовке или же хедлайнер –
это имя на которое придет большего всего народа.
Почему ди джей вам никогда не даст те новинки, которые он играет в
клубе?
1. Все новинки у ди джеев – это их хлеб, т.е. если он свои новинки
будет раздавать на право и на лево, возможен риск – что его уволят
с рабочего места, а его босс произнесёт слова, следующего
содержания: какой же ты ди джей, если везде звучит та музыка
которую ты крутишь? Мне кажется у каждого ди джея должен быть
именно тот трек, которым он может удивить танцующий народ и
заработать себе определённую репутацию, а не произвести
отрицательную реакцию, что у боса, что и у слушателей.
2. У каждого ди джея есть свой стиль сводить треки во едино,
которые подбираются по его вкусу. Представляете ли вы, если ди джей
отдаст весь материал кому либо, и этот материал случайно попадёт
другому ди джею, который воспользуется моментом и сиграет весь этот
материал в другом месте. Т.е. получается что один из этих ди джеев
нелегально своровал чьё либо творчество, а кто именно из них вор –
определить обычному тусовщику будет очень трудно, да и не зачем это
будет знать человеку, который пришёл просто в клуб потанцевать или
же познакомится. Верно же?
3. Каждую новинку ди джей либо покупает за хорошие деньги либо
заказывает в определённых местах, которых обычные клабберы не
должны знать, думаю вы знаете уже почему, так вот все композиции
достаются ди джеям не очень обычным способом и не очень дешёвым,
поэтому если вы подойдёте допустим к Пол Ван Дайку и скажете: я
хочу эту, ту и ту песню, то он элементарно вас не поймёт и попросит
вас больше к нему не подходить.
Букинг (Booking) - это компания, занимающаяся «продажей» артистов,
музыкальных идей, продюсированием проектов. Например, мы с вами
решили сделать сногсшибательный хаус-проект, и нам для этого нужен
Дмитрий Билан. Где его найти? Только через букинг-компанию.
Флаер (Flyer), происходит от происхождения маленькой бумаги, так
как организаторы вечеров буквально бросали флаеры в толпу, откуда
имя - Fly, лететь в толпу. Небольшой кусок бумаги, передающий
клабберам и рейверам информацию касательно ближайшей вечеринки,
флаер стал сегодня необходимым элементом в организации событий.
Раньше эта небольшая передача данных о событии пренебрегалась
большинством организаторов, теперь же, жизнь флаера - это рекламная
компания, цель которой является распространение информации. Да
здравствует ФЛАЕР как спаситель наших кошельков от скорого
истощения!
Beat Per Minute сокращённо (BPM) – это число битов в минуту. Каждая
композиция (за очень редким исключением) играет на определённой
скорости, которую измеряют в BPM. Если вы положите перед собой
секундомер и на протяжении минуты будете отсчитывать количество
ударов бита, то примерно вы получите следующие характеристики:
125-135 ударов для хауса, 135-150 для техно, 140-150 для транса,
150-170 для драм’н’бэйса и т.д.. BPM удобно считать, предварительно
убрав на эквалайзере высокие и средние частоты или использовать
различные BPM-счётчики.
Скретч (Skratch) - Жаргонное слово от англ. переводиться, как
«царапать». При всем обилии стилей и направлений электронной музыки
у народа в голове прочно засел стереотип диджея-скретчера.
Человека, трущего пальцем пластинки и извлекающего из них
скрипящие, немного визгливые звуки, именуемые «скретчем». Но кроме
скретчеров, которые обычно играют по 15-20 минут и называют свои
сэты показательными, существуют и другие диджеи. Клубные, например.
Они играют большие сэты несколько часов подряд, развлекая народ,
качественным сведением различных музыкальных фрагментов. А есть еще
и такие DJ, которые используют свои вертушки как музыкальный
инструмент, их талант сегодня востребован. Музыканты различных
групп, хип-хоповых и даже роковых, активно приглашают их в основной
состав.
Sound Track - это звуковая дорожка или музыкальное сопровождение к
фильмам, мультфильмам, компьютерным играм, телевизионным передачам
и так далее, проще говоря, саундтреки. Очень многие саундтреки
являются компиляциями, хотя хороший саундтрек, как правило,
является авторской работой одного композитора или продюсера.
Мастеринг (Mastering) – это процесс доведения фонограммы до
определённых технических стандартов: коррекция частот и уровня
сигнала при этом в 24-х (или выше) битах на дорогостоящих звуковых
картах и студийных мастеринговых мониторах производится «заточка»
множеством приборов звуковой обработки, после чего фонограмма идёт
на завод, где собственно и тиражируется.
Релиз – от англ. (Release) это выпущенный и готовый к употреблению
продукт. Релиз делится на финальный релиз и Release Candidate
сокращённо RC, который является кандидатом на финальный релиз и
обозначает, что осталось еще чуть-чуть до запуска окончательной
рабочей версии. Применяется также выражение Pre-Release, которое
обозначает добавление нового номера после номера недавно вышедшей
версии.
V.A. (от англ. Various Artists) — общее обозначение релизов, в
которые входит музыка от нескольких исполнителей: компиляции,
сборники, миксы, сэмплеры и так далее.
Ремикс - от англ. (Remix) приставка Re – обозначает повтор
действия, а mix – обозначает смешивать, мешать), повторная запись
песни с отличающимися от оригинала ритм-партией, темпом и т. п.,
сделанная после появления оригинальной песни другими исполнителями,
а также самим оригинальным исполнителем через несколько лет после
выхода песни. Обычно ремикс – это танцевальная версия.
Сет (Set) - это ряд из двух или более композиций, сгруппированные
вместе и исполняемые как единое целое. Происхождение такой
концепции, видимо, происходит из танцевальной культуры. Большинство
мелодий являются танцевальными и сами по себе очень хитовыми.
Единственный способ позволить танцорам не останавливаться - это
продолжать играть. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном
темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих
аспектов для ди джеев является поиск мелодий, которые хорошо
вписываются в один и тот же сет.
Лейбл (Label) – это фабричная марка, которая ставится на продукции,
выпускаемой какой-либо фирмой (в музыкальной области применяется на
компакт-дисках, кассетах и пластинках).
Кавер - версия (Caver version) – это композиция, написанная не
группой или исполнителем, а перепетый текст каким либо певцом в
такой же манере по звучанию приближённую к оригиналу (обычно
переделке в кавер-версиях подвергается только музыка).
Бонус - трек (Bonus track) – это допись к основному альбому или
сборнику, который обычно бывает в виде ремиксов на опубликованные
ранее композиции. Кроме того, в последнее время стало модно
дописывать музыкальные диски дорожками для персонального
компьютера, где хранится информация об исполнителе, альбоме и
иногда даже дописывают видеоклипы.
Бутлег (Butleg) - это видео или аудиозапись сделанная неофициально
любителем с концерта или какой-либо группы. Иногда бутлегами
называют сборники редких композиций исполнителя. Характерным
отличаем является невысокое качество записи. Хотя бутлег бутлегу
рознь