Способы устранения частотных конфликтов
Устранение частотных
конфликтов
Бас и бочка
Самый распространенный случай — это конфликт баса и бочки, на этом
примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть
даже частично решен путем панорамирования (удаление двух
инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому
каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру.
И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно
много познавательных материалов на эту тему), позволяющая
приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный
«кач» (как при SideChain) просто не нужен.
Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не
будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда
нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация —
глоток чистого воздуха.
Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо
«повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и
включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы
доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в
вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы
посоветовал использовать SPAN от Voxengo — хороший (а самое главное
бесплатный) анализатор.
На этом снимке изображен процесс работы анализатора при
параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать
два аудио сигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы
сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже
полезно! Здесь сказано, как это сделать.
Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа
бочки):
Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей
(крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику
оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150
Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и
получить бубнящую болванку.
Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90
Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем
всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба).
Это будет выглядеть примерно так:
Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен
с помощью SideChain-компрессии.
У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в
миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать
узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой
полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать.
Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем
полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть
шире:
Необходимо запомнить 2 очень важных правила:
* Вырезать необходимо узкой полосой, добавлять широкой, причем, чем
выше частота, тем шире полоса (меньше параметр Q);
* Выполняя эквализацию инструментов при сведении материала,
старайтесь сначала вырезать (фильтровать), а уж потом поднимать
частоты.
Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не
всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если
«горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно,
стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может
испортить весь микс.
Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона
В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты
и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы),
которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно
подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и
начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете
изменений.
EQализация: устранение частотных конфликтов
Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну
среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда»
спектров.
Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно,
именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы
почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и
сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со
многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней
середине.
Частотные конфликты инструментов
Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с
басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти
инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом:
чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от
центра его можно панорамировать. После этого их можно
эквализировать, исходя из их положения в пространстве.
Несколько слов о «нише» для вокала
Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо
освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего
частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что
такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему
именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам
вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень
осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и
небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный
«носовой» призвук.
Подводя итоги
* Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование,
пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон,
занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно
панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса,
бочки и основного вокала.
* Начните устранение частотных конфликтов с баса и бочки,
постепенно переходя к более «высоким» инструментам.
* При анализе спектра выделяйте его сильные части. Визуально они
проявляются в виде «горбов».
* Если «горбы» баса и бочки сильно перекрывают друг друга,
возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном
случае может испортить весь микс, лишить его напористости.
* Вырезать частоту следует узкой полосой, а добавлять —
широкой.
* Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона
можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.
* При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а
ни в коем случае не наоборот.
* Эквализация — вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте
осторожны — знайте меру.
* Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте
ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному»
в том числе).
* Если к какому нибудь инструмент приходится применять много
эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в
миксе.