Панк-кабаре и контр-тенор: концерт The Tiger Lillies в Atlas’е.

В пятницу, 24 февраля, в столичном клубе Atlas состоялся без преувеличения уникальный концерт британского трио The Tiger Lillies.

Уникальность события обусловлена множеством факторов, например тем, что этот музыкальный коллектив уже три года не наведывался в столицу Украины, а фанаты (которых оказалось предостаточно) заждались — и это было заметно. Еще одна особенность состоит в том, что Tiger Lillies — группа с солидной историей: 28 лет на сцене, 31 альбом, не считая концертных, совместных и саундтреков — это вам не шутки. Но самой главной их отличительной чертой является жанр, в котором они выступают («гран гиньоль» и брехтовское кабаре), а также тембр фронтмена Мартина Жака — контр-тенор, более широко известный как фальцет. Пропустить такое было никак нельзя. Хотя, признаться честно, до того пятничного вечера с творчеством Tiger Lillies я знакома не была, но заинтриговал анонс. «Кабаре? Это как “Dakh Daughters” или горячо любимая мной “Серебряная свадьба”? Фальцет? Хм... Интересно», — подумала я и решила, что нужно идти, смотреть и слушать.

ФОТООТЧЕТ>>

Оказалось, что неписаное правило «Если придешь на концерт вовремя или, хуже того, заранее, вовремя он ни в жизни не начнется» — работает и наоборот: «Хочешь чтобы концерт начался вовремя — опоздай на него». Так и случилось. Заходим в Atlas, слышим музыку и женский (!) вокал, но по-прежнему не спешим и медленно поднимаемся по ступенькам, так как фотограф, уже бывавший на концертах Tiger Lillies, говорит: «Да нет, это не они...» Получая браслетики, узнаем, что это — как раз «они» и звучит уже шестая по счету композиция...

Стóит ли говорить, что в итоге мне пришлось горько сожалеть из-за того, что начало этого замечательного шоу прошло без нас? Ведь очень быстро я поняла, что это трио приятно не только слушать, но и наблюдать за тем, как они ведут себя на сцене. Практически сразу у меня возникла визуальная ассоциация со свитой Воланда из «Мастера и Маргариты». Во всяком случае на балу у него они смотрелись бы очень эффектно и органично. И в музыкальном отношении первая же услышанная композиция меня покорила (потом уже я узнала, что это была песенка Go из свежайшего, выпущенного уже в 2017 году альбома Cold Night in Soho). Но не успела я войти во вкус и окунуться в атмосферу мрачного веселья, как музыканты объявили... антракт — все, как в театре, а что вы думали? Коллектив удалился за кулисы под благовидным предлогом «ту дринк», публика на танц-поле потянулась к бару и занялась тем же, а я уже очень жалела и расстраивалась из-за опоздания и параллельно размышляла о том, чем же привлекают людей подобные жанры. И пришла для себя к выводу, что происходящее можно описать фразой «не унылое уныние»: вот, казалось бы, ребята, загримированные под зомби, поют о смерти, социальном дне, всяческих извращениях, а народ под это танцует, пляшет и подпевает, как ни в чем не бывало... Пожалуй, это своего рода философия: мол, мы все умрем, но давайте же веселиться, пока живы и есть возможность. И те, кто придерживается подобных взглядов на жизнь, как раз и становятся пылкими поклонниками такого рода творчества.

Тут еще стоит сделать отступление по поводу языкового барьера. Тексты Tiger Lillies изобилуют юмором (преимущественно черным, естественно) — об этом вам расскажет та же Википедия, а ютуб предоставит доказательства: на концертах трио для англоязычной публики раскаты смеха в зале громче и дружнее, чем были у нас. Что ж, в следующий раз (а, надеюсь, он будет) следует подготовиться основательней — почитать тексты, послушать альбомы, выучить припевы.

Но вот антракт окончен и вечер продолжается на той же волне: ужасы и веселье, лирика и цинизм — все смешалось. Самое время детальнее рассмотреть участников трио и подробнее вам о них рассказать.

Итак, The Tiger Lillies — это уже упомянутый Мартин Жак (Martyn Jacques), исполняющий вокальные партии своим неповторимым тембром, а кроме того играющий на клавишах, но периодически меняющий их на другие оригинальные инструменты. Вот, например у него в руках появляется... Как называется маленькая гитара? Укулеле? Хорошо, а как тогда называется маленькое укулеле? Подбираемся поближе, чтобы рассмотреть получше, и выясняем, что это... кусок гитарного грифа! Во многих композициях Мартин аккомпанирует себе на аккордеоне, тоже маленьком и очаровательно зеленом.

По правую руку от него — Эдриан Стаут (Adrian Stout), подпевающий и жутко подхохотывающий Мартину, а в основном играющий на оригинальном басу — своего рода контрабасе, только без корпуса. Также в его активе — музыкальная пила (которая, раз уж появилась в первом действии на сцене, то под конец еще сыграет свою роль, это же хоррор, не забываем и не расслабляемся). Но вот одна из композиций начинается загадочным звуком, который, как нам показалось, должен был бы издаваться все той же пилой. Но мы снова подбираемся поближе и видим, что это... терменвокс! Искушенную публику уже таким не удивишь, но все же еще есть те, кто с разинутыми ртами и широко открытыми глазами наблюдал за тем, как звук создается одними лишь движениями рук, без какого-либо непосредственного контакта с инструментом. Выглядит и звучит поистине фантастически!

Ну, а на противоположном краю сцены расположился ударник и перкуссионист Эдриан Хьюдж (Adrian Huge) — интересно, а фронтмен загадывает желания на концертах? — помимо барабанной установки и ярко-розовых палочек, у него целый арсенал всевозможных побрякушек и четок. Но коронным его инструментом в этот вечер была... хлопушка! И как-то я даже стесняюсь вам рассказывать, каким именно образом второй Эдриан на ней сыграл. Скажем так, в этот момент он был к зрителям не лицом, стоял не вертикально, а под углом 90º, хлопушку направил в зал и держал руками, но... между ног. Получилось не совсем прилично, но весело и вовсе нестрашно, а блестящее конфетти еще долго, медленно и красиво планировало над танц-полом.

За гримом на лицах музыкантов мне удалось рассмотреть что состав трио по возрасту неоднородный. В итоге Википедия все подтвердила: с момента основания в группе лишь Мартин Жак. Эдриан Первий (басист и «пильщик») играет в Tiger Lillies с 1996 года, а Эдриан Второй (ударник и «хлопушечник») и вовсе с 2015‑го. Но все вместе они смотрятся очень органично, а звучат очень слаженно.

Конечно же, никак не обошлось без вызовов и выхода на бис. И даже несмотря на это, вечер закончился как-то очень быстро, хотелось продолжения банкета, то есть бала... Народ все время требовал песенку Bully Boys (а мне все слышалось «Билли Бонс»), которая, кажется, так и не прозвучала. Примечательно, что публика собралась очень разношерстная, разновозрастная. Неподалеку от нас под стеночкой сидели, внимательно и не без удовольствия наблюдали за происходящим две пары постарше и — как бы это правильно сказать? — попроще, что ли. Вполне возможно, что они оказались на этом концерте случайно, но точно было видно, что им нравится.

Когда стало ясно, что до финального аккорда этого вечера уже совсем недалеко, произошло нечто загадочное: человек из зала (очевидно, один из поклонников) чудесным образом заскочил на сцену с той стороны, где ступенек нет (а сцена, надо сказать, не низкая) и сначала взял под локоток басиста, что-то ему радостно нашептывая на ухо, а затем направился к Мартину Жаку с той же целью. Пока публика пыталась понять что происходит, охрана тоже реагировала как-то вяло, наверное, не поняв, кто это и откуда этот субъект материализовался на сцене, Эдриан Стаут не растерялся и вспомнил о том, что у коллектива на вооружении есть пила — очень многофункциональный инструмент. Вооружившись ею, он уже подкрадывался со спины к настырному фанату, продолжавшему свой не слышный для присутствующих монолог. Тут виновник происшествия, наверно, почуял неладное и так же молниеносно, как появился, исчез со сцены. Словом, логичного завершения вечеринки в стиле хоррор не состоялось. Оно и к лучшему.

Раскланявшись и поблагодарив публику после концерта, Tiger Lillies поспешили, но не за кулисы или в гримерку, а спустились к публике — фотографироваться, общаться, раздавать автографы, продавать диски и другой мерч, вызвав тем самым бурный ажиотаж среди поклонников. Так что таинственный товарищ мог так сильно не рисковать, запрыгивая на сцену, а дождаться своего звездного часа после концерта. Возможно, так оно и было...

Так совершенно неожиданно в моем плеере поселился еще один загадочный и неординарный коллектив. Думаю, надолго.

А вы знакомы с творчеством Tiger Lillies? Вдруг нет и, тем более — вдруг вы случайно дочитали до этого места, но желания знакомиться с этими веселыми зомби у вас не возникло, так вот вам вишенка на торте. Та же Википедия вам сообщит, что у этих цветов есть совместный альбом с группой... «Ленинград»! И называется он Huinya (да, вам не показалось, вы правильно прочитали). Ну как, теперь заинтригованы? То-то же...

А мне остается надеяться, что организаторы масштабного фестиваля Atlas Weekend-2017 захотят сделать его немного ужасным, пригласив это замечательное британское трио.

Комментарии

Чтобы отправить комментарий войдите под своим аккаунтом или создайте новый