Forum

Create new topic

Музыкальный Создание музыки Мастеринг

Мастеринг в Ableton. Модуль Spectrum

В этой статье я расскажу об одном из способов контроля вашего микса посредством встроенного в Ableton модуля спектр-анализатора. Я пользуюсь этим способом при мастеринге каждого своего трека. Дело в том, что одним из самых важных требований процесса мастеринга является наличие как можно большего количества различных мониторов для вашего звука. Чем больше различных аудио-мониторов у вас имеется для прослушивания вашего мастера, тем больше вероятность того, что вы правильно его сделаете.

В разных мониторах вы услышите разную картину, где-то обязательно вылезут неприятные призвуки, или недостатки в звучании, не слышимые вами ранее в другие мониторы. Пытаясь подстроить звучание вашего трека под разные мониторы, вы найдете некоторое среднее значение параметров мастеринга, при котором ваш мастер будет звучать приемлемо на всех ваших аудио-мониторах.

Так вот, всё описанное выше справедливо не только для аудио-мониторинга, но также и для визуального мониторинга вашего микса. Одним из видов визуального мониторинга является использование спектр-анализатора. Анализатор помогает мне контролировать баланс низких частот в моем конечном мастер-миксе. Это очень полезная штука, т.к. на слух довольно трудно определить, сколько низких частот нужно дать в миксе для правильно баланса, а спектр-анализатор покажет вам уровень громкости низких частот, который вы можете потом сравнить с любым фирменным треком, и увидеть, много или мало низких частот в вашем финальном миксе, и соответственно отрегулировать их.

Спектр-анализатор в Ableton реализован в модуле под названием Spectrum. Он находится в браузере на закладке "Live Devices", в папке "Audio Effects". Ниже на рисунке изображены настройки модуля Spectrum, которые я использую для контроля при мастеринге.

Модуль Spectrum я ставлю в самый конец мастер-тракта, после последнего плагина, принимающего участие в мастеринге Waves L2. Как правило, основная басовая составляющая бочки приходится на область 48-60 Гц. Именно эта частота является самой громкой частотой в спектре для треков клубного характера. На рисунке легко заметить пик, соответствующий этой частоте - это самый высокий пик слева. Согласно моим исследованиям, максимум этого пика должен лежать в пределах -12 дБ ... -6 дБ по вертикальной шкале. Это оптимальный уровень баланса низких частот в треке.

Далее, если идти вправо по спектру, следуют менее высокие пики в районе 70 - 120 Гц. Это основные гармоники, отвечающие за басовую партию. Высота этих гармоник не должна быть выше высоты низкочастотного пика от бочки, т.к. бочка в миксе должна перекрывать бас по громкости. Если в вашем миксе высота этих гармоник выше или на уровне с пиком бочки, то это значит, что бас с бочкой сведены не правильно. В таком случае следует "присадить" бас, сделав тише его партию, либо срезав в басовой партии какую-то часть низких частот эквалайзером.

Контролировать баланс баса и бочки при помощи спектр-анализатора можно не только на этапе мастеринга, но и до него, на этапе сведения вашего микса. Однако максимальную громкость низкочастотной составляющей бочки в этом случае не стоит сразу доводить до -6..-12 дб, т.к. это приведет к перегрузу сигнала, ведь мастеринг плагины, ограничивающие перегрузку на этапе сведения, еще не включены. Доводка до максимума будет произведена вами позже, при мастеринге.

Также можно прибегать к помощи спектр-анализатора на этапе написания трека, когда вам нужно найти и вырезать какие-либо неприятно звучащие частоты в ваших семплах. Для этого нужно определить мешающую частоту по видимому пику в какой-либо области, навести курсор на эту область в спектр-анализаторе, и посмотреть значение этой частоты. И потом, зная частоту, которая вам мешает, вырезать её аккуратно при помощи эквалайзера на соответствующей дорожке.

Еще один момент, за которым я наблюдаю по спектр-анализатору, это срез высоких частот в самом верхнем диапазоне спектра. Он отчетливо виден на приведенном выше рисунке, в самом правом краю спектра. Дело в том, что такой срез обычно присутствует на большинстве записей, прошедших через дорогостоящие аналоговые пульты. Он хоть и съедает часть сверхвысоких частот, но всё же придает некоторой аналоговой теплоты в микс. Такой срез достигается отрезанием на этапе мастеринга верхних частот эквалайзером внутри плагина Izotope Ozone 4, а также использованием плагина PSP MixSaturator2, что будет рассмотрено в одной из следующих публикаций.

Вы можете использовать Spectrum для просмотра спектра и изучения звучания фирменных треков. Это поможет вам "прочувствовать" звуковой спектр и привыкнуть к правильной картинке. На пустую аудио-дорожку в вашем проекте откройте образцовый фирменный трек, который вы хотите просмотреть, и перетяните мышкой на этот трек модуль Spectrum, настроив его параметры так же, как и на том, который стоит у вас на мастере (см. изображение выше). Здесь однако существует один нюанс, о котором нельзя не сказать. Допустим вы захотите прослушать этот фирменный трек внутри вашего аблетоновского проекта и сравнить его со звучанием вашего мастера. Если вы откроете этот трек на пустую свободную дорожку и просто попытаетесь его воспроизвести, то скорее всего он пройдет через весь ваш мастер-тракт. Это внесет серьезные искажения в звучание фирменного трека, т.к. вы примените к отмастерённому треку второй свой мастеринг. Чтобы избежать этого, нужно назначить выход этой аудио дорожки в обход вашего мастер-тракта. Для этого, в режиме Arrangement View (горизонтальное расположение треков), нужно включить круглую кнопку в нижнем правом углу основного рабочего окна с изображением букв "І.О", и переназначить выход трека с "Master" на "Ext. Out", как показано на следующем рисунке:

После этого вы сможете слушать образцовый трек в обход вашей мастер-секции, кликнув на нём кнопочку Solo (S). В одной из следующих глав мы рассмотрим еще один очень интересный и полезный способ визуального контроля вашего микса - мониторинг при помощи VST-плагина осциллографа S(M)exoscope.

Answers (2)

To send a comment, login with your account or create a new